Президенты России, Белоруссии и Казахстана Владимир Путин, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев в конце прошлой недели подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), вступающий в силу с 1 января 2015 года. Своим мнением о значимости этого договора в интервью Pravda.Ru поделился директор азербайджанского Общества гуманитарных исследований, правозащитник и политолог Аваз Гасанов.
— Создание ЕАЭС - это прообраз нового СССР? Как вы это видите со своей стороны?
— В Азербайджане многим кажется, что эта инициатива могла бы быть прообразом нового СССР. Поскольку инициатива поступила от Казахстана, который имеет независимую политику и независимую экономику от остальных членов ЕАЭС, с уверенностью можно сказать, что Путину пока не удалось добиться полного создания СССР.
Со временем экономический союз может преобразоваться в политический союз, если Россия станет привлекательной страной для остальных членов экономического союза. Мне кажется, что у России, Белоруссии и Казахстана имеются разные интересы в создания этой структуры. Россия добивается политического объединения, Казахстан заинтересован в расширение своего рынка, Белоруссия старается выйти из изоляции.
Экономика остальных заинтересованных стран — Армении, Таджикистана, Киргизии — находится не в лучшем состоянии, поэтому я не уверен, что Казахстан будет рад тому, что поделится своими ресурсами с этими государствами, если у Назарбаева нет других планов.
— Можно говорить о том, что это новый привлекательный интеграционный проект?
— Азербайджанские чиновники четко заявляют, что страна не заинтересована в присоединении в какую-нибудь коалицию или союз, который не отвечает интересам страны. Азербайджан, внесший заметный вклад в энергетическую безопасность Европы, в отличие от остальных стран СНГ, реализует крупные проекты. Поэтому, для Азербайджана привлекательны экономические контакты, которые сейчас существуют с Западом.
— Есть опасения, что республики потеряют суверенитет в пользу России, например, что все деньги от добычи нефти и газа в Казахстане будут уходить в Москву, усложнится деятельность торговли, поскольку появились протекционистские барьеры против проникновения на рынок европейских и американских товаров. Есть ли основания для таких опасений?
— Казахстан, присоединившись к ЕАЭС, вынужден будет регулировать свою таможенную систему, синхронизировать свое законодательство с требованиями нового союза. Если, в ЕАЭС еще заинтересованы другие соседние страны, трудно сказать, что Россия будет иметь доминирующую роль в новой коалиции.
Конечно, отношение к Казахстану в Европе, после присоединения к союзу не будет прежним. Но соглашаться с тем, что Казахстан потеряет свой суверенитет в пользу России, я бы не стал. Никто не может гарантировать, каким он будет после Путина. Захотят ли либеральные политики в России ограничиваться только этим сотрудничеством вопреки изоляции от развивающегося мира?
— Может ли Азербайджан при вступлении в Евразийский союз решить проблему Нагорного Карабаха?
— В Азербайджане мало кто верит, что с присоединением страны к ЕАЭС проблема Нагорного Карабаха решится автоматически. Конечно, Азербайджану пришлось бы заплатить кое-что, если бы эта проблема решалась в пользу Азербайджана. Письмо президента Азербайджана инициаторам ЕАЭС доказало, что Азербайджан не допустит, чтобы тема Нагорного Карабаха стала предметом торга, поэтому, ударение было сделано именно на международно признанные документы, которые явно в пользу нас.
Азербайджан считает, что Армения может подключиться к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) в рамках тех границ, в которых она вошла в ВТО, в основе сообщения президента Казахстана Нурсултана Назарбаева во время открытия лежал именно этот принцип, на который Азербайджан опирается.
Читайте также:
Призрак СССР материализовался в ЕАЭС
Вячеслав Тобух: Критика ЕАЭС в прозападных СМИ — это показатель правильности пути
Аза Мигранян: Результаты действия ЕАЭС мы увидим лишь после 2025 года
Аза Мигранян: Результаты действия ЕАЭС мы увидим лишь после 2025 года