Президент США Барак Обама выступил с длинной речью, в которой заявил об исключительных успехах Америки по всем направлениям и в то же время сообщил о смене тактики на международной арене: вместо армейского "молотка" США будет использовать "мягкую силу". Что скрывается за этими высказываниями Обамы, Pravda. Ru рассказал политолог-международник Кирилл Бенедиктов.
— Барак Обама вчера выступил перед выпускниками военной Академии в Вест Пойнте, где изложил свою внешнеполитическую концепцию на оставшийся президентский срок. Обама сказал, что не согласен с теми критиками, кто считает, что его осторожность в Сирии и на Украине привели к потере лидерских позиций США в мире. А как вы считаете? Америка должна всегда лидировать на мировой арене", но "силовое вмешательство не является единственным способом для Америки, чтобы не выглядеть слабой ", сказал президент. " Только потому, что у нас есть лучший в мире молоток(то есть армия) — это не означает, что каждую проблему надо решать забивая гвоздь. " Он предложил сочетать военно- дипломатические инструменты и санкции для обеспечения лидерства? Насколько этим можно сохранить лидерство?
— Я читал это выступление Обамы. Что можно сказать: ничего другого ожидать от президента, который почти весь свой второй срок правления является, по факту, хромой уткой, нельзя. Естественно, он должен был оправдать свою политику, которую многие расценивают как бездействие.
Я думаю, что главным образом Обама пытается сделать хорошую мину при плохой игре. С другой стороны, понятно, что Обама во время второго срока пытался продвигать какие-то внешнеполитические инициативы, например, переформатирование баланса сил на Ближнем Востоке, но по большому счету, ему это не удалось, и это ему тоже ставят в вину, называя его слабостью.
Хотя, как представляется, это была достаточно продуманная стратегия, даже не столько самим Обамой, сколько различными интеллектуальными центрами, которые эту стратегию готовили. Однако противодействие внутри самого политического истеблишмента США (я имею в виду не только республиканцев, но и часть демократов) привело к тому, что эти новации, эти попытки изменить вектор внешней политики США, по большому счету, уперлись в тупик.
Поэтому Обаме надо, конечно, оправдаться за то, что у него не получилось. С другой стороны он делает вид, что речь идет не об отступлении США, а о продуманной стратегии.
На самом деле так оно и есть, другое дело, что стратегия эта не была реализована в должной мере. Под таким углом зрения и надо рассматривать эту речь.
— Обама заметил, что применение силы в в одностороннем порядке будет только в случае необходимости, " когда народ США, его средства к существованию будут находиться под прямой угрозой уничтожения или при выполнении союзнического долга.
— Теоретически он мог бы снова прибегнуть к военному вмешательству, этому самому молотку, но дело в том, что этот инструмент уже показал целый ряд уязвимых сторон в Ираке, а особенно в Афганистане. Понятно, что инструмент мощный, но решать им все проблемы, действительно, иногда бывает так же бессмысленно, как чинить молотком компьютер. В этом смысле, обращение к более продуманным, более интеллектуальным решениям, смещение Америки в ту область, которую Обама назвал "мягкой силой", свидетельствует о том, что политический истеблишмент Америки действительно чувствует некое разочарование в политике военного вмешательства на ближнем Востоке, по крайней мере, которое имело место последнее десятилетие.
— Значит ли это, что на Украину прямой интервенции не будет?
— На этот вопрос можно однозначно ответить — да, не будет.
— Главной угрозой Обама назвал терроризм, который "больше не исходит от централизованного руководства Аль-Каиды", но от "децентрализованных филиалов Аль-Каиды и экстремистов в различных странах". Как теперь он будет бороться с терроризмом, который все больше расползается? На Украине тоже будут воевать банды террористов?
— На этот вопрос сейчас пока ответить сложно, из всех инициатив Обамы, которые прозвучали, была очень интересная инициатива по созданию фонда контртеррористической деятельности. Однако, говорить о том, какие формы сейчас примет эта борьба, сложно. Очевидно, что терроризм никогда не был централизованным, попытка сделать из Аль-Каиды какой-то единый центр международного терроризма, это была пропагандистская идея. Но, конечно, нужны новые формы, новые методы.
Читайте также:
Обама пригрозил введением армии и сообщил, что США удалось добиться изоляции России
Барак Обама 3 июня лично поделится с Петром Порошенко опытом "успешного" президентства
Обама признал, что санкции негативно отразятся на американском бизнесе