Старший научный сотрудник отдела Кавказа Института стран СНГ Руслан Харабуа в интервью корреспонденту Pravda.Ru прокомментировал происходящие сейчас в Абхазии события.
— После вчерашнего обстрела Донецка появились аналогии с Южной Осетией 2008 года. Нет ли у вас ощущения дежавю?
— Процесс, который проходит в Украине напоминает несколько отдаленно, поскольку наших миротворческих сил нет на Украине. Поэтому сложно сказать, насколько это все схоже. С другой стороны, процессы, проходящие и там, и в Грузии активированы на Западе.
Предполагаемый советник выбранного президента Порошенко — Саакашвили. Это, по большому счету, предложение Запада, который уверен в том, что Грузия и Украина станут теми детонаторами, которые помогут развалить нашу страну. Я в этом убежден, потому что Запад категорически настроен на этот процесс. В этом случае, схожесть присутствует. Более того, они ожидают, что Россия в данной ситуации предпримет некие действия. Они нас провоцируют.
— Министр иностранных дел России Сергей Лавров 24 мая в интервью с Russia Today провел параллели с войной 2008 года в Грузии, заявив, что Москва ответит ударом на удар, если будут затронуты ее интересы на Украине. Как вы считаете, это серьезно или эмоции? Какие интересы имеются в виду?
— Интересы России на Украине выше, чем интересы Штатов и Запада, потому что территория Украины прилегает к территории РФ. Соответственно, все это более оголяется, чувствительней, нежели у них. Поэтому, слова министра близки к истине.
Ни Запад, ни Америка в данной ситуации значения не имеют. Сегодня мировое пространство развивается бандитским, разборочным путем. Наверное, всегда так было, но сегодня это более заметно. Все мы помним, как США разбирались с Ираком, Югославией. Им ничего не надо было, но они разбирались.
На самом деле, территории, находящиеся на евразийском пространстве, та же Югославия, особо не затрагивала интересы США. Тем не менее, они принимали там участие. Я думаю, что слова, сказанные министром иностранных дел, имеют справедливость.
— Какие еще моменты можно соотнести? Например, участие наемников, поддержка Запада? Можно ли сравнить действия Саакашвили и Порошенко: такие же бездумные и неадекватные? Можно ли от Порошенко ждать таких же неадекватных поступков, как знаменитое жевание галстука?
— Порошенко только пришел во власть. Он еще не стал президентом. Как только он придет во власть, я не исключаю, что он поменяет свое мнение. А то, что касается Саакашвили — человек остался без работы, соответственно, за ним стоят некие структуры на Западе. Они каким-то образом пытаются его пристроить. Тем более, за годы правления, у него получилось идеологически внедрить в народ Грузии, что Россия вражеская страна.
Он создал такой миф, с которым сегодня очень сложно бороться. Если он окажется там, а за ним стоят западные структуры, они будут за него разговаривать. Это как разборки в преступных кланах. Они приведут его, посадят там, и тот миф, который был создан в Грузии, уже существует в Западной части Украины. Люди с большой ненавистью относятся к Москве, России, русскому народу. Можно подумать, они какие-то другие, но они такие же русские, и почему-то не хотят об этом говорить и знать. Просто они живут на другой территории, у них другие климатические условия, они отличаются от российских.
— Что происходит в Абхазии? В чем причины протестов?
— Оппозиционные силы, которые присутствуют ныне в Абхазии, ведут борьбу с властью. Они начинали вести борьбу с Багапшем, о котором так лестно отзываются здесь. Был период, когда Багапш, будучи президентом, раздавал гражданство Абхазии грузинскому населению, хотя этого категорически нельзя было допускать.
Сегодня ситуация не меняется, соответственно, оппозиционные силы настроены решительно, и они будут идти до конца, поскольку вопросы, которые поднимались ранее, опять же, остались на повестке дня. Если оппозиционные силы говорили о том, что это нельзя допускать, это приведет к развалу страны, к уничтожению государственности Абхазии, сегодня ничего не изменилось.
Сегодня не наказаны те люди, которые должны понести ответственность за раздачу гражданства грузинскому населению. Это идеологический подрыв государственности. Это в скором времени, приведет к уничтожению абхазской государственности. Люди это понимают, осознают. Поэтому в таком большом количестве выходят на улицы города Сухум.
Это уже серьезный знак того, что власти в Абхазии и в Москве должны задуматься, стоит ли в дальнейшем продолжать сотрудничество с нынешней властью. Когда приезжают представители Кремля и общаются с оппозицией в попытке продемонстрировать свою лояльность, Москва в не может принять какую-либо сторону. Она должна понимать, что есть народ и его мнение. Если Москва говорит, что мнение народа — важно, это тоже надо учитывать.
Читайте также: