Эксперт Российского института стратегических исследований, эксперт по странам Средней Азии отдела СНГ Дмитрий Александров рассказал в интервью корреспонденту Pravda.Ru, насколько вероятно повторение сценария украинского кризиса в Казахстане.
— После событий на Украине можно сделать вывод, что во многих постсоветских республиках подрастает молодежь, которая воспитана на антироссийской пропаганде. Даже в такой союзной стране, как Казахстан, переписываются учебники, где "политика Москвы" оценивается как колониальная аж со времен Золотой Орды. Описываются зверства казаков, царской охранки, которые уничтожали казахов, их национальную самоидентификацию. Например, Назира Нуртазина, историк пишет о временах СССР: "фашистские акции, мягко называемые до сих пор "социалистическими преобразованиями", были претворены в жизнь пришедшими к власти в Кремле коммунистами".
Какие силы стоят за этой фальсификации истории? Какие у них цели в Казахстане?
— Думаю, что процессы в Казахстане и на Украине немножко разные. Хотя риторика, связанная с критикой общего имперского, и не только имперского, но и советского периода, в Казахстане больше именно критика имперского периода, имеет корни в советских образовательных проектах.
Если мы вспомним, как трактовали учебники и вся учебная историческая литература имперскую политику территории того же Казахстана — это была бесконечная критика царизма. Сейчас все эти вещи тиражируются с дополнением критики советского периода.
На всем постсоветском пространстве, и Россия не исключение, идут процессы консолидации ультралиберальных и националистических сил. Ультралиберальные, которые придерживаются западнеческих воззрений, и националисты, которые придерживаются позиции не только антироссийской, а в целом, возвеличествовании своей той или иной национальности, в зависимости от республики. Чаще всего это титульная нация. Где-то эти тенденции проявляются более активно, где-то менее активно.
В России, например, это все тоже маргинальное, оппозиционное явление. Мы видели это на Болотной, когда либералы и националисты объединялись, но все-таки это было и остается неким маргинальным движением.
В постсоветских республиках наиболее ярко это воплотилось на Украине и отчасти в Прибалтийских странах. В Казахстане немного другая ситуация, потому что руководство Казахстана пытается достигнуть некоего баланса. При этом националисты небезуспешно продвигают некие свои представления. В этом им помогают различные западные структуры и фонды.
Если мы посмотрим на то, кто спонсирует написание этих учебников, то мы можем увидеть, что хотя значится министерство и ведомство, всегда фигурирует поддержка и западных структур. Эта тенденция известна с 90-х годов, когда и Сорос помогал создавать подобные системы образования, формировать их на основе националистических и антироссийских взглядов. В Казахстане это не самый яркий пример, а вот Украина в этом смысле более показательна.
— Есть ли в Казахстане дискриминация русских на бытовом и официальном уровне?
— Декларируется, что дискриминации на официальном уровне нет. Были заявления президента Казахстана на соответствующих высоких форумах о том, что статус русского языка по-прежнему должен быть официальным, и что дискриминация не позволительна. Но в реальности, на бытовом уровне, проявления национализма, конечно, есть. Но представленность славян в органах власти — показатель весьма яркий. Мне кажется, что недостаточно.
— Сегодня русскоязычное население составляет 21 процент, в советские времена был 51 процент. Почему русские уехали? Остановлена ли эта миграция?
— Миграция постепенно идет. Уехала основная масса русских, украинцев, белорусов, немцев. Не стоит забывать, что немецкое меньшинство было в Казахстане весьма сильным. Основная причина — экономические проблемы в 90-е годы, а точнее — сплав экономических, социальных, межнациональных отношений. Не секрет, что в 90-е годы была вспышка националистических настроений.
Именно экономические проблемы в большей степени способствуют выдавливанию славянского населения с территории Казахстана, но этому способствовала и позиция казахских властей, что была сделана ставка на мягкие методы, но все-таки в сторону движения, где будет доминировать титульная национальность.
Я не говорю о каких-то полномасштабных гонениях, я говорю, прежде всего, о гонениях из Азии, Монголии, Афганистана. Эта программа тоже этому способствовала. Титульная национальность, так или иначе, доминировала. Но первостепенные проблемы были именно экономического характера.
— Есть мнение эксперта московского Центра Карнеги Алексея Малашенко, что русским в Казахстане еще неплохо, поскольку часть элиты страны до сих пор остается русскоязычная. Но времена меняются, эта элита уходит, придет молодежь, которая воспитана на ненависти к русскому и России.
— Это сильные слова. Ненависть — сильное чувство. Но то, что такая тенденция будет, это ясно. Действительно, советское поколение руководителей будет уходить, ситуация будет меняться, но я бы не стал говорить о том, что у молодого поколения казахских руководителей превалирует ненависть, но то, что в этом слове больше людей, которые не связаны с Россией и бывшим СССР, это да.
Поэтому те положительные моменты, которые существуют в казахском обществе для русских и для других, ситуация в этом смысле будет ухудшаться. Но если будут проблемы с экономикой и одновременно эти проблемы придут на смену политических поколений, то это может дать вспышку более жестких националистических взглядов.
Читайте также:
Когда умирает память - рождается фашизм
Как Крым вывел из спячки русофобов