Замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько рассказал Pravda.Ru, был ли эффект от первого раунда переговоров по объединению Украины и установлению мира в стране.
— На Украине стартовала серия круглых столов, цель которых — объединить страну и положить конец конфликтам на Юго-Востоке. Однако представители народных республик приглашены не были? Не был и главный претендент на пост президента Порошенко. Как вы полагаете, был ли успешным первый раунд?
— Думаю, нет, и сама идея круглых столов, на которых не представлены все стороны, является порочной. Достаточно демонстративным является тот факт, что на круглый стол в качестве представителя Донецкой области был приглашен Сергей Тарута, который фактически был назначен действующими политическими властями на пост губернатора Донецкой области, так что это междусобойчик, имитация стремления к диалогу.
Если бы киевские власти реально не стремились к эскалации конфликта, они бы не вооружали карательные батальон, разоружили бы так называемую Нацгвардию и запретили бы "Правый сектор". Вот это было бы реальным стремлением к диалогу, к общенациональному миру и согласию и к тому, чтобы действительно достичь какого-то общенационального примирения.
— Каково соотношение власти в Донецке Тарута — ДНР? Кто управляет на самом деле?
— Сейчас в Донецкой народной республике формируются свои собственные политические, государственные и военные институты, и я думаю, что чем дальше, тем больше они будут оформляться и выкристаллизовываться, и тем меньше будет власть Сергея Таруты и тех силовиков, которые все еще подчиняются Киеву.
Через небольшой промежуток времени они не будут иметь уже никакой власти и, соответственно, Киев и Тарута потеряют инструменты влияния на Донецкую народную республику. Возможно, Тарута попытается спасти часть своих активов путем внезапного выхода из политики и путем достижения компромисса с властями Донецкой народной республики. Но все дело в неблагодарном прогнозировании, потому что ситуация слишком динамично развивается, и точно что-то спрогнозировать мне представляется сложным.
— Некоторые заявления были интересны, например, экс-президент Леонид Кравчук сказал, что у Путина в Европе есть "адвокаты", которые вторят ему относительно того, что в Украине якобы гражданская война и Россия здесь ни при чем. Кого имел в виду Кравчук?
— Думаю, что Кравчук имел в виду новых политиков Европы национал-консервативного направления. Учитывать его мнение следует, помня о том, что сам он был досрочно отстранен от власти в результате массовых протестов собственного населения, которые возникли в результате того, что придя к власти, он допустил колоссальное экономическое падение страны.
Так что сам по себе Кравчук, может быть, пример удачливого политического интригана, но как политик и экономист он абсолютный ноль, так что мнение его никому не интересно, также, впрочем, как убеждения его бывшего главы идеологического отдела КПУ, который потом стал одним из основных украинских националистов.
— Очевидно, что с крупным бизнесом Украины можно и нужно договариваться. Это собираются делать? Почему Россия не ведет такие переговоры?
— Во-первых, Россия соблюдает все международные договоренности и законодательство, соответственно, она может вести переговоры только с легитимными представителями государственной власти на Украине, таковых сейчас нет. Россия может позволить себе какие-то обращения, направленные в сторону военных и государственных деятелей Донецкой народной республики, но официально пока что эта республика и эти деятели в качестве каких-то официальных представителей не признаны.
Пока что на Украине вести диалог не с кем. С каким крупным бизнесом вести диалог? С Тарутой, который был назначен киевскими путчистами, которых он поддерживает? С Коломойским, который объявил награду за каждого пойманного, в кавычках, российского диверсанта? С Порошенко, который сейчас претендует на пост президента страны, при этом строя свою предвыборную кампанию на русофобии и, фактически, на разрушенном конституционном поле?
Я не вижу, с кем здесь российским политикам можно вести диалог. Украина находится в состоянии гражданской войны.
— Юлия Тимошенко предложила провести следующий раунд круглого стола в Донецке и обратиться к Западу, чтобы немедленно к РФ были применены санкции третьего уровня. Нам кажется, что и то и другое нереально, а вы как считаете? Зачем Тимошенко предлагает нереальные вещи?
— Я согласен с тем, что это нереально, а предлагает она это с единственной целью — засветиться в СМИ, набрать больше очков, соответственно, просто отыграть какие-то предвыборные возможности в преддверии выборов 25 мая, в которых она, судя по мнению экспертного пула, проигрывает.
— Этот круглый стол возглавил представитель ОБСЕ. Однако предложенная ОБСЕ дорожная карта, лишь частично устраивает киевские власти. "То, что мы получили сейчас от швейцарского председательствования, где-то перекликается с нашими предложениями", — глава Департамента информационной политики МИД Украины Евгений Перебийнис.
В этой связи очевидно, что нет согласия по повестке дня. Есть ли дальнейшая перспектива у инициативы национального примирения?
— Думаю, что у так называемой идеи национального примирения, которая инициируется киевскими властями, никакого будущего, никаких перспектив нет. Потому что после того, как были живьем сожжены люди в Одессе и расстреляны из бронетехники в Мариуполе, все эти слова звучат чудовищно лицемерно и чудовищно цинично. В этой ситуации реальное разоружение, наказание людей, которые относятся к карателям и боевикам могли бы послужить началом какого-то диалога между теми частями страны, которые уже фактически распадаются.
Большинство жителей Юго-Востока не хотят жить в таком государстве, которое относится к ним так, как это было показано в Одессе и Мариуполе. Поэтому это всего лишь слова, которые сотрясают воздух и не относятся к реальности.
Что касается Запада и ОБСЕ, выданный кредит был обусловлен, в том числе и тем, что киевские власти возьмут под контроль все территории, которые относятся к юрисдикции украинского государства. То есть фактически киевские власти были спровоцированы Западом на то, чтобы начать и продолжить силовые операции на Юго-Востоке.
Читайте также:
Михаил Погребинский: Бывшая принцесса Майдана утратила последние признаки адекватности
Александр Кава: Круглый стол на Украине ничего не значит. Это имитация бурной деятельности
Украина: погорелые рыцари круглого стола
Григорий Пригеба: В Луганской области происходит какой-то шабаш
Сопротивление в Киеве: Нас зверски убивают
Украина: Убийства не повод говорить правду
Вадим Горшенин: Что после референдума о самоопределении?
ДНР после референдума: вероятные сценарии
The National Interest: Шесть ошибок Запада в отношении Украины