Политолог киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский в интервью корреспонденту Pravda.Ru прокомментировал первый раунд серии круглых столов, призванных положить конец беспорядкам на Юго-Востоке Украины.
— Вчера на Украине стартовала серия круглых столов, цель которых — объединить страну и положить конец конфликтам на Юго-Востоке. Однако представители народных республик приглашены не были? Не был и главный претендент на пост президента Порошенко. Как вы полагаете, был ли успешным первый раунд?
— Конечно, это была имитация круглого стола. Никаких целей реально снять напряжение не было. Есть для этого тысячи оснований так считать. Но прежде всего, круглые столы проводятся тогда, когда введено перемирие, хотя бы временное.
Продолжается антивоенная, антитеррористическая операция и не приглашаются представители Юго-Востока, которые организовали референдум. Ясно, что это была чистая показуха для европейцев. Уже один факт, что модератором круглого стола поставили политического пенсионера Кравчука, показывает, что вопрос отношений с Россией — один из ключевых вопросов этого кризиса.
Поставить модератором круглого стола антироссийского пенсионера нужно было не для того, чтобы найти компромиссы и утихомирить страсти. Ставилась цель — сделать показуху. Она и произошла. Представители партии коммунистов считают, что круглый стол провален, и я с ними согласен. Вряд ли в Донецке состоится стол, который собираются провести в субботу. Если состоится, будет такая же показуха.
— Очевидно, что с крупным бизнесом Украины можно и нужно договариваться. Есть ли у вас с ними какие-то контакты?
— Позиция этих людей понятна. Те, кто как-то связывают свое будущее, в том числе бизнес-будущее с этой территорией, пытаются маневрировать, как это делают Ахметов или Фирташ. Там находятся их предприятия, они оттуда извлекают прибыль. А те, кто с этим не связан, как Коломойский, который понимает, что может что-то отхватить, заработать в этой мутной водичке, заработать еще миллиарды, не боится того, что у него руки будут по локоть в крови, они уже в крови.
Тарута пытается, это его родной край, что-то построить, но пока у него ничего не вышло. Он стал ненавидимым у себя на родине. Ахметов пока маневрирует. Договариваться надо со всеми. Я считаю, что переговоры будут иметь смысл, когда с каждой стороны по 5-6 человек. Со стороны протестующего Востока должен быть Ринат Ахметов.
— Каково соотношение власти в Донецке Тарута — ДНР? Кто управляет на самом деле?
— Больше власти у ДНР, а не у Таруты, но, конечно, какая-то часть власти есть и у него. Все-таки пока они еще получают какую-то зарплату, это связано с работой областной администрации. Я не знаю деталей, но ясно, что есть и силовая составляющая. Он — представитель центра, Киева.
Антитеррористическую операцию в Донецке ведут Киев и Тарута, как представитель Киева. Он враг этих людей, это очевидно. Поэтому ему без охраны перемещаться по Донецку невозможно. У них часть власти есть, конечно, какую-то часть власти контролируют. Там есть и третья сторона. Есть Ахметов с его влиянием на регионы, областные советы и так далее.
Там она поделена, как минимум, на три сектора: Киевская власть, власть местной элиты, включая партию Ахметова и власть новых ребят, которые возглавляют протест.
— Юлия Тимошенко предложила провести следующий раунд круглого стола в Донецке и обратиться к Западу, чтобы немедленно к РФ были применены санкции третьего уровня. Нам кажется, что и то и другое нереально, а вы как считаете? Зачем Тимошенко предлагает нереальные вещи?
— Думаю, что бывшая принцесса Майдана утратила последние признаки адекватности. Все, что она предлагает, никакого смысла не имеет. Это отражается, в том числе, на падении ее рейтинга. Что она думает, на самом деле уже никому не интересно.
Читайте также:
Выборы на Украине: электорат в крови
Александр Кава: Круглый стол на Украине ничего не значит. Это имитация бурной деятельности
Григорий Пригеба: В Луганской области происходит какой-то шабаш
Сопротивление в Киеве: Нас зверски убивают
Украина: Убийства не повод говорить правду
Вадим Горшенин: Что после референдума о самоопределении?
ДНР после референдума: вероятные сценарии
The National Interest: Шесть ошибок Запада в отношении Украины