Возглавляющий временное правительство Украины Арсений Яценюк и президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу подписали в Брюсселе соглашение, согласно которому Киеву будет выделена помощь в размере 355 млн евро. Выделенные Евросоюзом деньги должны поддержать платежный баланс Украины, в том числе, они могут быть направлены на погашение долга за российский газ.
Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов в интервью корреспонденту Pravda.Ru рассказал о тех возможностях, которые открывает перед Украиной полученный кредит.
— Куда на самом деле может пустить временное правительство Киева получаемые от Евросоюза деньги? Достаточная ли это помощь для Украины в нынешнем состоянии ее экономики, близком к банкротству?
Вся политика Евросоюза и США в последние несколько месяцев направлена на то, чтобы оказывать Украине минимальную помощь. Поэтому Украина получает мизерные средства от Запада. При этом Украина все равно будет осуществлять платежи по своим долговым обязательствам. Это неминуемо. Просто на других условиях она не получит от Запада ни цента. Другое дело, что за газ они, скорее всего, платить не будут из этих европейских средств, и тут ожидать каких-то изменений преждевременно. Но, в то же время, часть средств они, безусловно, будут пускать на то, чтобы сохранить контроль над оставшейся частью страны.
Сейчас наступает кризис не только на юго-востоке. Поэтому для нынешних властей Украины крайне важно сохранить хоть в каком-то виде государственную машину, сделать более управляемыми и менее опасными, с точки зрения оппозиционных действий, "Правый сектор", отстроить военно-полицейскую машину и сделать ее более надежной. Вот на это все нужны деньги. В первую очередь, деньги.
Запад не дает достаточных средств, но страна все равно будет аккумулировать, брать средства, и пускать на эти нужды. Но это все будет накладываться на странное, не вполне понимаемое явление, как распад украинской государственности, которое все равно будет идти, в независимости от того, получит ли Украина еще 200 млн долларов или миллиард. При этом будут обостряться противоречия между олигархами. И для олигархов с образованием Донецкой и Луганской республик, по крайней мере, для крупного украинского бизнеса, встал вопрос, на чьей они стороне.
Когда Янукович бежал, установилось новое правительство. Все представители украинского бизнеса ничего не могли сделать, кроме как начать как-то договариваться с нынешней властью, в том числе речь идет о бизнесменах, которые ранее относились к кругу Януковича. То есть должен был пройти переход элит на сторону новой власти. Но, оказалось, новая власть не контролирует, не располагает финансами, чтобы как-то избежать развитие экономического кризиса.
Напротив, все шаги Киева обеспечили обострение экономического кризиса, что привело к обострению политического кризиса и теперь ясно, что тот самый бизнес-класс может и должен выбирать сторону, потому что если он этого не делает, то может потерять все. И это будет справедливо, потому что люди выступают за то, что бы вся экономическая жизнь в стране была приведена в нормальное русло, чтобы незаконные власти в Киеве были свергнуты и был восстановлен нормальный порядок, когда учитывается мнение всех граждан страны, а не только тех, кто активно выступает в центре Киева.
В этой ситуации, деньги, которые Киев получает от Запада крайне недостаточны. Эти транши не соответствуют масштабу проблем, с которыми сталкиваются украинские власти. С другой стороны Запад не хочет финансировать Украину по полной программе. Никто не пытается сделать из Украины новую Южную Корею, которая была бы новой витриной западно-экономического процветания.
Там не хватает средств на собственные проблемы, а во-вторых, какой смысл для западных корпораций брать на свои плечи украинские проблемы. Они наоборот пытаются извлечь максимум выгоды из этой ситуации, а это будет обострять ситуацию на Украине, не давай достаточных денежных средств.
Читайте также:
The National Interest: Шесть ошибок Запада в отношении Украины
Андрей Климов: Цель Запада - провоцировать Россию на силовую акцию на Украине