Директор Института политики, права и социального развития МГГУ им. Шолохова, политолог Владимир Шаповалов в интервью Pravda.Ru рассказал, как будут развиваться события после референдумов на Юго-Востоке Украины.
— Каковы последствия референдумов, прошедших в Луганской и Донецкой самопровозглашенных республиках? Что будет дальше?
— Референдумы, несмотря на то, что уже была заявлена изначально позиция западного сообщества — США и ЕС об их непризнании, дают достаточно веские правовые основания для дальнейшей институализаци и легитимации процесса формирования суверенных государств в Донецке и Луганске, Донецкой и Луганской республик.
Следующим шагом должна стать реакция мирового сообщества и, прежде всего, речь идет о России¸ как о наиболее важном и заинтересованном субъекте этих отношений. Предварительные результаты свидетельствуют об очень высокой явке, и совершенно очевидно, что будет очень высокий процент проголосовавших за создание суверенного государства.
Это говорит о чрезвычайно высокой степени консолидации и единодушия в обществе Юго-Восточных областей, теперь мы уже можем называть их республиками, вокруг идеи создания независимых от Украины государств. Хочу подчеркнуть, что даже не столько сам факт проведения референдума, сколько результат, не может игнорироваться мировым сообществом.
Естественно, он разбивает в пух и прах идею так называемых киевских властей о том, что большинство населения Донецка и Луганска выступают за единство Украины. Наблюдавшие за референдумом люди, в том числе представители западных СМИ были вынуждены признать высокую явку и высокую степень одобрения в ответах на вопрос.
Эти результаты нельзя ни замолчать, ни фальсифицировать. Практически все граждане этих двух областей высказываются в едином порыве, так же, как и население Крыма, кстати, в пользу отделения от Украины. Думаю, что сам этот факт весьма показателен. Референдум является естественным выражением права нации на самоопределение, что этот результат не может быть игнорируем мировым сообществом.
Результаты референдума дадут очень веские основания для того, чтобы начать переговорный процесс с включением не только внешних факторов, т. е. России, США и ЕС, но и представителей Востока, восточных областей Украины. Я уверен, что Россия должна поддержать этот процесс и защитить интересы людей, которые близки нам в культурном отношении.
— Кремль заявил пока, что уважает итоги референдума. В чем отличие уважения от признания официального итогов референдума в Донецке и Луганске?
— Это достаточно близкие формулировки, но с точки зрения формальных процедур, дипломатического языка, уважение не означает признание итогов референдума. Думаю, что вслед за этим заявлением со стороны России должны последовать какие-то дальнейшие действия, и они будут напрямую зависимы оттого, как будет складываться ситуация на Украине, в Донецке, Луганске.
Иными словами, многое зависит от Киева. Если киевские власти по-прежнему будут игнорировать предложения России и результаты женевского соглашения, в частности о деэскалации конфликта, то совершенно очевидно, что Россия будет ужесточать свою позицию, и перейдет от формулировки "уважение" к формулировке "признание".
Читайте другие материалы по теме:
Донбасс после референдума: возможные сценарии
Мирослав Руденко: Для нацистов Украины Донбасс потерян окончательно
Вадим Горшенин: Легитимность референдума кратно выше решений Евромайдана