Вице-президент международного фонда экономических и социальных реформ Андраник Мигранян в интервью Pravda.Ru рассказал, почему повысился интерес немцев к личности Гитлера.
- Интерес в Германии к Адольфу Гитлеру достиг рекордного уровня, пишет британская The Telegraph. Авторы проведенного недавно исследования утверждают, что нынешние немцы интересуются фюрером больше, чем когда-либо, начиная с поражения Третьего Рейха во Второй мировой войне.
Не показатель ли это возрождения фашизма и национал-социализма, если таковые признаки проявляются даже в Германии?
- Это сложная тема для Германии, нация прошла очень серьезный процесс и национального величия, и национальной катастрофы и, конечно, какие-то моменты этого величия связаны с Гитлером, но в большей степени, национальная катастрофа была связана тоже с Гитлером.
Поэтому немцы пытаются разобраться, кто они такие после Второй мировой войны, вообще в новом мире, потому что этот новый мир становится гораздо более сложным и многомерным. Думаю, что здесь, возможно, есть и элементы фашизма, который присутствует во многих странах и Восточной Европы, и особенно Прибалтики, и на Украине.
Марши бывших эсэсовцев демонстрируют тот факт, что действительно между Западом и Востоком, и особенно сегодня, между Европой и Россией фашистские коллаборационисты часто оказываются в более выгодном положении, чем те, кто воевал против фашизма. Но в конкретном германском случае это гораздо более сложный феномен.
Думаю, что есть тут и элементы фашизма, и попытка для какой-то части немцев найти место Германии, может быть, вне НАТО, вне покровительства США. После Второй мировой войны была создана система, при которой, как один из политиков остроумно заметил, НАТО создавалось для того, чтобы Германию прижать к ногтю или к ноге, американцев держать в Европе, а Россию или Советский Союз вытолкнуть из Европы.
Поэтому немцы не вечно будут находиться в состоянии «к ноге». Думаю, что Гитлер - это плохой символ, с которым они хотели бы получить большую независимость и самостоятельность, но это очень серьезный симптом, с которым нужно западному и европейскому сообществу считаться.
Да и после окончания холодной войны попытка принизить Россию и прижать Россию всегда вызывает очень серьезную негативную реакцию. Поэтому нужны более аккуратные отношения, меньше бесцеремонности, когда за Европу говорит Вашингтон, когда за лидерами тех или иных стран наблюдают, и слушают, и фиксируют это все, это создает чувство неполноценности.
Это плохо, потому что это могут использовать и фашисты, и националисты, кто угодно. Национальное возрождение идет под разными флагами, оно может пойти под коммунистическими, под антикоммунистическими, или под националистическими флагами.
- Подогревает ли, с вашей точки зрения, националистические настроения и интерес к этой теме кризис на Украине?
- Да, потому что украинский кризис показывает, что в центре Европы было большое государство, некое искусственное образование, в котором не было для основной массы населении национальной идентичности, ценности, вокруг которой это государство и это общество было сформировано. Оно оказалось глубоко расколотым и то, что происходит на Украине - это поиск идентичности.
Поиск идентичности может принять любые формы. Украинские националисты-бандеровцы - это попытка поиска идентичности, чудовищная, радикальная, националистическая, ведущая к краху украинской государственности и нации, но есть и другие, которые хотели бы другой украинской идентичности, но она оказалась недосягаемой при нынешних украинских властях и нынешней украинской элите.
Интерес к Гитлеру может быть связан с тем, что какая-то часть немецкого общества, не очень счастлива, что Германия находится фактически под опекой старшего брата. Значительная часть немцев чувствует себя более комфортно под опекой США, но какая-то часть не очень.
Как правило, протест принимает самые разные формы, как я уже сказал, это может быть коммунистическая форма, антикоммунистическая, фашистская, любая. И поэтому надо быть очень осторожным с народами, которые находятся еще в таком неясном состоянии в плане собственной идентичности.
Читайте другие материалы по теме:
Знамя фашизма реет над слепой Европой
Александр Шатилов: Возрождение фашизма - это издержки кризиса либеральной идеи в Европе
Александр Камкин: США изучали Третий рейх в рамках идеологической борьбы с СССР
Меркель пытается возродить фашизм в Европе?