Член Общественной палаты РФ, директор московского центра образования "Царицыно" Ефим Рачевский в интервью корреспонденту Pravda.Ru рассказал о сегодняшнем положении дел в профтехобразовании.
— За реформами в министерстве образования и науки на второй план ушла темя профтехобразования, очень важная для развития России. А каково, по вашему мнению, сегодняшнее положение дел в профобразовании? Восстановили ли мы утраченное?
— Я могу дать характеристику только по Москве. Изменения, которые произошли в системе московского профобразования, начались задолго до принятия 273-го закона Об образования, лет 5-6 назад, и они, по сути дела, реализуют то положение, которое зафиксировано в законе. Они интегрировали начальное и среднее профессиональное образование в составе одного юрлица.
Большинство из них в Москве переориентировались на потребности современного рынка труда города. Среди них стало все больше систем, которые ориентируются на подготовку специалистов в сфере оказания услуг, многие из них даже испытывают достаточно высокую конкурсную напряженность. Например, колледж связи или финансовый колледж в Бирюлево. И ряд других тоже.
Что касается выпускников девятых классов московских школ, то если раньше в систему профтехобразования шли те, кто боялся, не мог или не хотел учиться в 10-м классе, то последние три года все больше успешных выпускников девятых классов идут учиться именно в систему профтехобразования и выстраивают себе совершенно иную образовательную карьеру.
После основной школы получить специальность, начать зарабатывать деньги, а потому уже учиться в вузе. В московском регионе профтехобразование исчезло, как понятие, потому что начальное профессиональное образование стало ступенью среднего проффесионального образования. То есть оно ориентируются на подготовку рабочих в системе высоких технологий и достаточно высокой квалификации. Что касается положения дел в других регионах, я не могу дать экспертную оценку.
— Стоит ли опыт Москвы распространить на другие регионы? Что для этого нужно сделать?
— Все зависит от специфики рынка труда конкретного региона. Если он насыщен, если он испытывает неудовлетворенность в рабочих высокой квалификации, в специалистах среднего уровня, среднего звена, то тогда в этом регионе будет развиваться профтехобразование.
Если регион дотационный, а его экономика находится на уровне низкого развития, то тогда из профтехобразования тоже ничего позитивного не произойдет. Дело в том, что профтехобразование исторически возникло в период довоенный, особенно активно стало развиваться в послевоенный период.
Профтехобразование — это колоссальное завоевание отечественной экономики и отечественного образования. Если рынок труда ощущает потребность в работниках этой квалификации, то будет развиваться профтехобразование, не ощущает — не будет. Поддерживать невозможно.
— Остались ли сейчас у промышленных предприятий в России связанные с ними ПТУ, которые обеспечивают их кадрами?
— Где-то остались, но эта связь не носит административный характер, потому что в системе РФ профтехобразование было передано в органы управления образованием. Что касается связей, то, естественно, они есть. Например, я точно знаю, что такие крупные корпорации, как Siemens и Volkswagen и другие инвестируют систему профтехобразования в Москве.
Потихонечку возникает, правда, пока слабо, корпоративная система профессионального образования. Например, "Северсталь" очень много делает для этого. Подобное раньше было при ЗИЛе? Теперь и ЗИЛа самого нет, при нем и быть ничего не может.
Читайте также:
Олег Смолин: Ликвидация ПТУ может привести к кадровому кризису
Вузы-2014: подводные камни поступления
А что вы думаете о профтехобразовании в России? Важно ли оно? Кто сейчас учится в профтехучилищах?