Владислав Белов: Меркель и ее окружение услышали и правильно поняли посланный Путиным сигнал

Руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов рассказал Pravda.Ru, почему Германия занимает неоднозначную позицию по отношению к России.

— Резолюцию по осуждению действий РФ в Крыму для Генеральной Ассамблеи ООН разрабатывали Германия, Канада, Литва, Польша и Украина. Не совсем вписывается в этот список Германия, всегда занимавшая рациональную позицию. Почему она является инициатором проекта?

— Германия как член ЕС вынуждена следовать общим решениям этой организации. Несмотря на то, что у каждой страны в этой организации может быть своя особая позиция по тем или иным вопросам, включая внешнеполитические сферы, если ЕС принимает решение относительно того или иного политического вопроса, то все страны обязаны ему следовать.

Последний саммит в ЕС договорился о том, что двухсторонние отношения всех стран Евросоюза с Россией должны подчиняться общим решениям. Должны быть отменены все официальные двухсторонние встречи и консультации.

Среди прочего отменены российско-германские межправительственные консультации в Лейпциге, назначенные на конец апреля. От Германии ожидают соответствующей позиции, и в ООН эта позиция проявилась. Соответственно, это не столько позиция Германии, сколько позиция ЕС.

При этом в Германии нет единства в Бундестаге, нет единства в экспертном сообществе, нет единства в политическом сообществе. Нет однозначного мнения и среди граждан Германии.

Как показывают последние опросы, позитивной тенденцией внутри страны является все более критическое осмысление происходящего в пространстве Украине, в отношениях Украины с ЕС, отношениях Украины с Россией, и соответственно, позиции Запада по отношению к российскому государству.

— Такое ощущение, что канцлер Ангела Меркель колеблется…

— Ангела Меркель сейчас вынуждена проходить между Сциллой (единой позицией ЕС и западного сообщества) и Харибдой (немецким гражданским обществом, экономическим сообществом, критически настроенными политиками, которые не всегда придерживаются пророссийских взглядов, но которые осмысливают ситуацию со всех сторон и видят слабость, несправедливость позиций ЕС и Запада).

В этом плане и Ангеле Меркель, и ее правительству, и ее фракции ХСС все больше приходится учитывать здравый взгляд на вещи.

Я поставил бы под сомнение тот факт, что данная резолюция была, возможно, инициирована ФРГ. Скорее, она инициирована американскими коллегами, которые, возможно, руками других пытаются это сделать и поэтому выставляют Германию впереди Европы и планеты всей.

Сейчас Ангеле Меркель приходится лавировать между двумя скалами, чтобы не потерять свое лицо, не разбиться об эти скалы. И надо отдать должное Меркель, вице-канцлеру Зигмару Габриэлю, которые сегодня, переступив черту жесткой критики России, все-таки сохраняют возможность для прямого диалога с Владимиром Путиным и Сергеем Лавровым.

Конечно, мы должны видеть сложную игру министра иностранных дел Штайнмаера, которого заслуженно критикуют со всех сторон и пророссийские, и антироссийски настроенные силы. И в этом плане пока я вижу сохранение потенциала для конструктивного диалога между Меркель и ее ближайшим окружением, не смотря на резолюции ООН и прочие решения саммита ЕС на уровне глав правительств.

Сохранение диалога для того, чтобы Германия в лице Ангелы Меркель, Габриэля и Штайнмайера держали руку на пульсе и улавливали правильные сигналы со стороны России. Я вижу это в отводе на какое-то расстояние российских войск от границы с Украиной. Мне представляется, это сигнал Путина лично Меркель, Германии, а потом уже другим странам.

Сигнал, что Россия готова к продолжению диалога, который четко обозначает нашу позицию: никаких намерений относительно ввода войск, никаких намерений относительно определенных силовых действий в отношении юго-востока Украины у России нет.

Мне кажется, что Меркель и ее окружение, и другие разумные силы на Западе услышали, увидели, и правильно поняли посланный Путиным сигнал, который означает постепенный перевод ситуации в регулируемый диалог, в котором начинают не только слушать, но и слышать друг друга.

Читайте также:

Десять врагов и десять друзей России

Павел Золотарев: Поспешность решения России по Крыму вызывает неоднозначную реакцию большинства стран

Елена Гуськова: Приспешники ЕС вспомнят о России, когда им будет выгодно

А что вы думаете о настроениях Германии и других стран-членов ЕС? Об отношении этих государств к России? Согласны ли с мнением эксперта?