Владимир Файнзильберг: Всем, что происходит в соцсетях, манипулируют подготовленные люди

Психотерапевт Владимир Файнзильберг высказался для Pravda.Ru по поводу настроений в интернете вокруг украинского кризиса.

— В сетях сейчас идет настоящая война мнений в связи с событиями на Украине и в Крыму. С чем связано такое ожесточение?

Идет на самом деле информационная война, цель которой, конечно же, разделить людей, чтобы, как говорится, сын пошел против отца, а брат против брат. Люди ссорятся, люди перестают общаться, люди становятся врагами, и это все делается с помощью интернета, то есть используя современные информационные системы, которые позволяют влиять на миллионы людей, манипулировать их мнением. Ну, а для чего это делается это понятно — для того, чтобы разделить и властвовать.

На самом деле все, что происходит, это очень негативно сказывается на имидже Украины, на положении простых людей, сказывается, конечно, и еще скажется, на России, в частности, влияет на экономику. Но это современные способы ведения войны.

— Можно ли устроить революцию, воспользовавшись соцсетями? Недавно турецкий премьер Рейджеп Эрдоган накануне выборов запретил Твиттер и ютюб. Оправданы ли такие опасения?

Сегодня эту пропаганду применяют все страны, мало того, сегодня готовятся специалисты в этой области, в области манипулирования людьми, сразу несколькими миллионами человек, с помощью социальных сетей. И, конечно же, с помощью социальных сетей можно формировать те или иные точки зрения, и приводить к власти те или иные структуры, поэтому, наверное, то, что сделали в Турции имеет какой-то смысл. Во всяком случае на время проведения выборов, как запрещают за определенное количество времени до выборов людей, проводить агитацию, так вот, видимо, имеет смысл за определенное время до проведения мероприятия выборов как-то ограничить использование социальных сетей. Конечно, начнутся крики о том, что это нарушение демократии, но я думаю, что и вопросы демократии сегодня должны быть тоже пересмотрены, потому что подавляющее большинство людей начинает понимать демократию, как вседозволенность и анархию.

Это, собственно говоря, мы и видим на Украине, потому что сегодня мы не можем сказать, есть ли на Украине легитимная власть или нет. Но кто стоит у руля, кто всем рулит, кто направляет, кто сталкивает эти потоки, и кто эти люди? Каковы разные потоки восточных украинцев, южных, западных? Все называют друг друга то бандеровцами, фашистами, то прихвостнями коммунистов, то поклонниками Путина, и так далее, причем все стороны обвиняют друг друга в одном и том же. Поэтому невозможно разобраться, и это, на мой взгляд, делается умышленно, потому что именно в такой мутной воде возможно ловить рыбку. Таким образом, происходит, собственно говоря, ослабление народной воли, и приход к власти тех сил, которые по-другому не могли бы прийти.

— Есть ли в соцсетях агенты влияния, на ваш взгляд? Кто эти люди, как можно описать их портрет?

Что вы подразумеваете под агентами влияния? Я считаю, что все, что происходит в сетях, как, собственно говоря, и в жизни, это не случайно, этим манипулируют специально подготовленные люди, и вот этих людей наверняка можно назвать агентами влияния. То есть, эти люди подготовлены именно для такой работы. А кто они, я думаю, что не трудно догадаться, что ветер дует с Запада. И скорее всего, я не склонен насаждать антиамериканские настроения, но эти люди пытаются как-то разделить Украину, и понятно для чего — для того, чтобы НАТО могло расположить свои базы и всевозможное оружие в непосредственной близости от потенциального противника. Несмотря на угасание "холодной войны", тем не менее, Россия и Америка являются потенциальными противниками. И у меня складывается впечатление, что это все сделано не случайно, то есть это спланированная акция.

— Люди в соцсетях радуются чужим бедам и завидуют успехам. Это свойственно человеческой природе?

Природа человеческая мало поменялась за последние 100-200 лет, но я хочу сказать, что Украина, конечно, очень много потеряла за последние 20 лет, в общем-то, там дегенеративные процессы, разрушительные процессы проходили. Я не могу сказать, что отделение Украины от России привело к какому-то национальному рассвету или созданию промышленности или каких-то формирований в научных кадрах или достижений, нет. Мне кажется, что эта тенденция к разрушению наметилась 20 с лишним лет назад, когда Украина провозгласила себя независимой от России, ведь независимость была именно от России.

А Россия и Украина настолько тесно связаны в экономическом плане, чисто человеческом плане, я думаю, что не найдется ни одного человека, ни одной семьи, в которых бы не было каких-то тесных, кровных связей с Украиной в прошлом, в настоящем. Поэтому это было такое искусственное разделение, я уже не говорю о том, что Русь начиналась с Киева, Киевской Руси, и поэтому разделение абсолютно искусственно.

А когда человек материально что-то теряет, то уровень агрессивности, злобы возрастает во много раз. Особенно, если это падение на фоне относительного благополучия соседа или родственника, тогда возникает просто такая звериная ненависть, именно потому что у него лучше, чем у меня. И вот мне кажется, что здесь как раз произошло именно это, то есть, украинцы стали завидовать и поливать грязью все процессы, происходящие в России, упорно не замечая положительных изменений.

Мне кажется, это связано. Смотрите, когда человек самодостаточен, благополучен в экономическом и в других планах, то у него трудно вызвать агрессию, он находится в устойчивом равновесии. А когда ему чего-то не хватает, и это можно показать на очень больших группах людей, допустим, эмигранты, они всегда всем недовольны, потому что их окружают коренные жители, которые стоят на несколько ступеней выше. Допустим, когда заходит речь о гастарбайтерах в Москве, я всегда говорил о том, что мы не можем заставить их любить себя, не сможем, даже если мы будем вести себя по отношению к ним очень вежливо и корректно, потому что, в конце концов, они приехали к нам зарабатывать деньги, потому что у них плохо, и начинать нужно с их стран, чтобы у них было хорошо, и тогда бы они никуда не уехали.

Читайте также: Юрий Левченко: Дело не в Украине, а в том, что люди привыкли все ругать

Собственно говоря, это относится и к отделившимся бывшим советским республикам, таким как Латвия, Литва, вот Белоруссия является неким исключением, но, по-моему, это построено на том, что они бояться говорить о том, что происходит на самом деле в Белоруссии, хотя, там, может быть, и несколько лучше, чем в других республиках. Но тем не менее, они толпами едут в Россию зарабатывать деньги, и очень много я знаю людей, которые падают в профессиональном плане, то есть имея профессию, имя образование, они, тем не менее, работают на простых работах в России, поскольку заработок здесь в несколько раз превышает то, что они могут заработать по своей специальности в Белоруссии. Таким образом, какую республику бывшую советскую не возьми, везде происходят одни и те же процессы, то есть еще пройдет много времени, пока они достигнут каких-то высот, во всяком случае, сравняются с Россией.