Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров рассказал Pravda.Ru, чем вызвана разная реакция стран Европы на последние события на Украине
— Чем можно объяснить высокую активность в ситуации с Украиной Польши? И почему из всех стран Балтии именно Литва выступает так громко, тогда как Эстония и Латвия демонстрируют некую отстраненность?
— Начнем с Эстонии, эстонцы всегда действовали очень осторожно. Даже когда был процесс выхода из Советского Союза, на самую сильную конфронтацию шла именно Литва, а Эстония и Латвия занимали более осторожную позицию. Сейчас Эстония заняла позицию не то, что осторожную, а даже где-то нам подыграла. Заявление министра иностранных дел Эстонии Урмаса Паэта о снайперах очень существенный момент, который сыграл в нашу пользу.
И что мы видим сейчас? Основным экономическим санкциям со стороны России подвержена именно Литва за свою необузданную антироссийскую активность, в то время как Эстония совершенно в стороне. Мы с ними недавно подписали договор о границе, и экономические связи оказались не под ударом благодаря взвешенной позиции Эстонии.
— В чем причина такой взвешенности Эстонии?
— Опыт 2007 года все-таки преподнес эстонцам хороший урок. Они увидели, что русские, если их "допечь", могут выступить в защиту своих прав и выступить очень серьезно. Сейчас, тем более, Россия ясно дала понять, что она не останется в стороне, и не осталась в стороне, как мы видим, по отношению к Крыму, по крайней мере.
Потом был 2008 год с Грузией, нападение на Южную Осетию, Абхазию, и они уже более ответственно подходят. Они понимают, что тут надо действовать тихо, аккуратненько. Они, конечно, продавливают антирусскую линию, в своей политике, но делают это аккуратно, без лишних движений, без лишнего шума.
— Как и Латвия?
— У Латвии промежуточная позиция между эстонской и литовской. В Латвии делаются официальные заявления против России, парламент резолюцию принял, и отдельные политики выступают. Но, с другой стороны, они несколько снизили антироссийскую активность, по русским школам они дали "задний ход". Они запретили членам правительства участвовать в марше легионеров 16 марта, причем серьезно запретили, вплоть до того, что одного члена правительства даже уволили за то, что он решил участвовать в марше легионеров. Потому что они понимают, что в Эстонии и Латвии проживают серьезные русские общины, и ситуация вполне может начать развиваться по украинскому сценарию.
В Литве такого нет, но русофобия литовской элиты восходит еще к временам Речи Посполитой, этого у них не вытравишь из нутра, и вот они бесятся, хотя сейчас несут из-за этого очень серьезные убытки. Литовцы больше всех будоражат эфир, информационное пространство, и как результат, пока они получили самые серьезные санкции в Европе с нашей стороны.
— А позиция Польши?
— Позиция поляков мне совершенно непонятна. Там элита настолько вышколена американцами, настолько они все придерживаются западных подходов. Хотя, казалось бы, католическая страна, ценности там явно отличаются от западноевропейских, у них сейчас отличные возможности, чтобы реализовать свои геополитические амбиции в Восточной Европе.
Но они же так вцепились в это членство в ЕС, которое им по большому счету сейчас ничего не дает. Они совершенно без этого ЕС могли бы жить и процветать. Но если Украина распадется, то какие-то куски Польше точно достанутся, так же, как и Румынии, и Венгрии.
Румыны, кстати, действуют напористо и нагло сейчас, то есть румыны своего не упустят, если распадется Украина, они Буковину точно возьмут. И они об этом открыто говорят. А поляки что-то виляют, крутят, там элита настолько зашорена, что уже не видит своих национальных интересов. Но бог с ними, с поляками, они всегда попадали "не в струю", они всегда на стороне проигравших оказывались и опять окажутся.
Читайте также: Прибалтика боится последствий санкций ЕС для России