Южная Африка внезапно оказалась в центре внимания благодаря своим железнодорожным магистралям, которые начали привлекать миллиардные инвестиции со всего мира, что связано с растущей необходимостью обеспечить поставки меди, критически важной для перехода на альтернативные источники энергии, сообщает Bloomberg.
От Анголы на западном побережье до Танзании на востоке, правительства и инвесторы стремятся возродить железные дороги, которые долгие годы находились в упадке, и построить новые. Главный спрос на грузоперевозки исходит от Центральной Африки, особенно от медного пояса, который делят Замбия и Демократическая Республика Конго.
Ситуация усугубляется тем, что маршруты из Конго перегружены автомобильными пробками, а страна уже опередила Перу, став вторым по величине поставщиком меди в мире, которая используется в производстве электромобилей и центрах обработки данных для искусственного интеллекта. Взамен замбийское правительство планирует догнать северного соседа, подписав соглашение с Китаем о ремонте железнодорожной линии на сумму в миллиард долларов.
Спрос на модернизацию железных дорог очевиден — на ежегодной конференции Ассоциации железных дорог Южной Африки в Йоханнесбурге присутствие участников увеличилось на 50% по сравнению с прошлым годом. Уже сейчас США поддержали железнодорожный маршрут от Конго до ангольского порта, инвестировав $553 миллиона в развитие инфраструктуры. В то же время, Южноафриканская государственная компания Transnet SOC Ltd. получила заем на $1 миллиард от Африканского банка развития для восстановления своих железнодорожных сетей.
Несмотря на огромный интерес, привлечь инвестиции для восстановления старых и строительства новых линий непросто. Многие проекты остаются в состоянии стагнации десятилетиями. Однако с ростом мирового спроса на критически важные материалы железнодорожные линии Африки играют все более значимую роль в мировой экономике.