Российскую экономику необходимо приспособить к санкционной войне и условиям проведения военной спецоперации. Этот вопрос сегодня является самым актуальным для экономистов и чиновников, и ответа может быть два.
И оба неприятные — национализация или приватизация.
Проблемы страны упираются в необходимость принципиально иного управления экономикой, пишет "НГ".
Для пополнения бюджета необходима приватизация, но многие считают, что повторение "залоговых аукционов" общество не примет ни в какой форме. Для этого сначала нужно сформировать рынок, заявил заместитель министра финансов Алексей Моисеев, добавив: большая приватизация должна будет состояться, но надо понять, кому и что продавать, повторения 94-го года допускать нельзя.
С ним согласен и бывший председателем ЦБ РФ в самый разгар "залоговых аукционов" с 1995-го по 1998 год Сергей Дубинин. По его словам, плюсом возможной приватизации является и разделение полномочий государства с частниками и повышение конкуренции, так как рынки в России сегодня сильно монополизированы.
При этом понятно, что железнодорожный транспорт и система электропередачи, а также предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК) приватизированы не будут.
Со своей стороны, глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин заявил о возможности национализировать основные отрасли российской экономики, поскольку речь идет об экономической безопасности в условиях боевых действий.
Директор департамента корпоративных финансов Артем Тузов отметил, что для приватизации в условиях санкций и отсутствия иностранных инвесторов просто нет рынка. Если же продавать все внутри страны, это будет сопровождаться разговорами о занижении цены проданных активов.
С учетом того, что государство не рассчиталось с населением за замороженные вклады 1991-1992 годов, рассчитывать на доверие граждан — идея спорная. Именно государство тогда было обязано создать новый класс собственников значительных финансовых активов, причем без проблемы инфляции.