Неожиданный фактор смешал карты игрокам нефтяных рынков: из-за "пробки" в Суэцком канале вовремя прийти в порт назначения не смогли суда с 10 млн баррелей нефти.
Ситуация оказалась тривиальна: из-за сильных порывов ветра в Суэцком канале развернулся и застрял на мели контейнеровоз Ever Given (шёл под флагом Панамы). Уточняется, что в момент инцидента в районе была зафиксирована мощная песчаная буря.
При длине в 400 метров судно практически полностью закрыло канал, из-за чего по обе стороны от него начали скапливаться другие суда. К вечеру 24 марта их набралось примерно 150 штук.
10 млн баррелей нефти, которые так и не доплыли в нужный момент до покупателей, оказали значительное влияние на рынок. Итоговый рост цен составил примерно 5% к вечеру 24 марта:
Понятно, что данный случай — довольно редкий, однако и он повлиял на стоимость нефти. Насколько велик его "вклад" в стоимость барреля? Корреспонденты "Правды.Ру" пообщались с Сергеем Пикиным, директором Фонда энергетического развития.
Ещё совсем недавно, несколько недель назад, цена на нефть составляла 70 долларов, даже доходила до 71, уточняет эксперт. Но нефть была явно перекупленной, то есть цена не соответствовала реальности.
"И после того как начали играть на понижение нефти, стали обращать внимание на то, что темпы вакцинации не соответствуют ожидаемым, соответственно, а вакцина не приводит к тому, что мировая экономика снова начинает нормально работать", — рассказывает Пикин.
Локдауны в странах Европы и рост запасов нефти в США — показательные факторы, которые "сдвинули" цены на нефть вниз. В результате котировки упали с 70 до 61 доллара ещё до инцидента в Панамском канале.
"Это вопрос считанных дней. Всё равно его уберут. Это не военные действия, которые бы на месяцы вперёд толкали цену вверх. Это временное явление.
Конечно, от отсутствия канала многое зависит. Но опять-таки это не критично для мирового рынка. Поэтому цены выросли, конечно, на 5%. Но это нормальная ситуация. Не более того", — уверен эксперт.
Утром 26 марта стали известны новые подробности о том, что происходит в районе аварии. По данным китайского издания South China Morning Post, в районе "бедствия" простаивают танкеры с нефтью, суммарная стоимость которой превышает 400 млн долларов.
"По меньшей мере семь судов, перевозящих 6,3 миллиона баррелей нефти, задержаны из-за инцидента — два к северу от застрявшего танкера и пять — к югу", — сообщает издание со ссылкой на данные Kpler.
Если ситуация сохранится в течение всех выходных, то к текущим объёмам "застрявшей" нефти можно будет приписать ещё 2,5 млн баррелей, или, в денежном выражении, 160 млн долларов, уточняют в Kpler.