Игры в "заморозку": эксперт объясняет падение производства продуктов

Продолжается история с маслом, сахаром, прочими продуктами и государственным регулированием. Пока государство "замораживало" ценники, производители уменьшали объёмы производства.

Согласно данным, представленным Росстатом и доступным всем желающим на сайте ведомства, уже в январе произошло "торможение производства". Вот несколько цифр из отчёта:

Не отстаёт и производство сахара:

"Белого свекловичного сахара в январе изготовлено 200,8 тыс. т, что на 62,7% меньше, чем в январе, и на 69,5% меньше, чем в декабре 2020 года", — пишут в отчёте.

Также "обратный рост" показала мука:

"Производство пшеничной и пшенично-ржаной муки составило 550,3 тыс. т, что на 14,1% меньше, чем в январе 2020 года, и на 22,8% меньше, чем декабре 2020 года".

Напомним, что ранее эксперты, которых цитировало издание VTimes, предрекали стране дефицит сахара уже к июлю 2021 года, однако комментировавший ситуацию для "Правды. Ру" заместитель исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Владимир Ионкин с таким прогнозом не согласился.

Насколько критичны данные цифры? Есть ли им логичное объяснение — или это односторонняя "инициатива" производителей?

Подробнее о ситуации журналистам "Правды. Ру" рассказал Илья Завельский, вице-президент ассоциации производителей и реализаторов "Гастроном", предприниматель.

Что происходит с ценами и производством

Эксперт отмечает: пока сложно сказать, насколько критичны эти цифры. Изменения мы увидим в ценах для конечного потребителя, на это нужно время. И, конечно, если действительно возникнет дефицит данной продукции, о данных цифрах мы сразу же вспомним.

"Что касается "заморозки" цен и госрегулирования: мы прекрасно знаем законы экономики. Когда цены регулируют сверху, они, естественно, на какое-то время замирают, а потом происходит либо резкий скачок, либо сокращение объёмов производства", — уточняет Завельский.

Проблемы с "торможением" производства с большой долей вероятности стали реальностью именно из-за политики госрегулирования цен. Логично, что производителю невыгодно продавать себе в убыток: отсюда и вышеуказанные сложности.

К теме поддержки государства, продолжает Завельский: данная "дорога" обязательно должна быть с двусторонним движением.

"С одной стороны, государство производителям говорит: цена должна быть такой. Производители соглашаются, а вот сети торговую наценку не регулируют.

С другой стороны, если государство говорит производителю о необходимости определённой цены, то должны быть дотационные механизмы, позволяющие производителю, условно говоря, держаться на плаву.

На сегодняшний момент, насколько я знаю, пока никаких дотаций не получено производителями от государства", — резюмирует Завельский.