Международная консалтинговая компания World Skills при содействии BCG и "Росатома" провели исследование о ситуации на российском рынке труда. В опубликованном докладе по итогам исследования утверждается, что около 34 миллионов жителей России оказались в так называемой "квалификационной яме".
Эксперты компании пояснили, что этот термин означает недостаточную или избыточную компетенцию для выполняемой работы. Примечательно, что в Северной Америке под этот термин попали 87,6 миллионов человек. Заложниками "квалификационной ямы" в Южной Америке стали 58,6 миллионов человек.
Генеральный директор "Росатома" Алексей Лихачев пояснил, что современный рынок труда меняется ежесекундно. По его словам, к этому приводит технический прогресс, развитие искусственного интеллекта, робототехники и "интернета вещей". Сотрудники компании World Skills отмечают, что проблема "кадровой ямы" — глобальное явление.
Исследования показывают, что около 23% всех жителей планеты выполняют работу, которая не соответствует их навыкам. В пересчете на конкретные цифры — это почти 1,3 миллиарда человек. Примечательно, что 45% работодателей мира также знают о проблеме "кадровой ямы" и жалуются на то, что испытывают проблемы при поиске новых специалистов.
Впервые проблему "квалификационной ямы" подняли в начале 1990-х. Однако долго время в России ее связывали с переходным периодом в системе профессионального образования.
По словам управляющего директора RATIONAL GRAIN Recruitment Agency Ольги Степановой, при рассмотрении результатов таких исследований ключевую роль играет методология.
"Если не хватает компетенций, это говорит о том, что рынок, и прежде всего рынок образовательных услуг, не успевает за техническим и технологическим прогрессом. Если компетенции избыточны, то это говорит о том, что функционал вакансии упрощается ввиду использования новых технологий. Да, безусловно, конъюнктура рынка будет меняться довольно сильно, но, полагаю, что, если Россия будет развиваться так же, как в последние лет двадцать, эти изменения в нашей стране произойдут небыстро.
Почему? Объективность состоит в том, что у нас еще идет речь о привлечении в экономику низкоквалифицированной рабочей силы, в том числе из сопредельных государств, которую здесь никто не готов обучать. Зачастую для среднего бизнеса это просто дешевле (именно здесь и сейчас - с учетом, что многие небольшие и средние компании имеют максимум среднесрочное планирование и то, с постоянными корректировками), чем инвестиции в новые технологии.
Получается, что образование должно быть основным национальным проектом, но при этом статистика по количеству школ говорит об обратном. В 2000 году в России было 68100 школ, в 2015 - уже 44100.
Единственное, мне кажется, что экономика подходит к тому моменту, когда нужно будет все меньше "ценных" кадров (разработчики, технологи - те, кто смогут создавать новые продукты и технологии). Востребованными будут именно операторы, обслуживающие, расшифровывающие и анализирующие показатели роботов в самом широком смысле. Но, опять же, для России это далекая перспектива.
Но я абсолютно уверена в том, что любого процесса "обесценивания" могут не бояться люди ищущие, занимающиеся своим самосовершенствованием и самообразованием", - заявила "Правде.Ру" Ольга Степанова.
Напомним, ранее "Правда.Ру" рассказывала о том, что к 2025 году РФ столкнется с кадровым голодом из-за неблагоприятной демографической ситуации. Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда существует уже сейчас, и конкуренция за квалифицированные кадры будет только усиливаться. Для восполнения трудовых ресурсов придется привлекать мигрантов, считают эксперты бизнес-холдинга АНКОР.