В эфире программы "Эхономика" на радиостанции "Эхо Москвы" адвокат, партнер адвокатского бюро "Коблев и партнеры" Сергей Гришанов сообщил, что "в ситуации, когда были признаки фальсификации отчетности, как в банке "Югра", определить ответственное в этом должностное лицо ЦБ просто невозможно".
Центробанк, конечно же, является регулятором банковского сектора экономики. Но, по мнению эксперта, проводимая им политика должна иметь понятные всем участникам рынка ограничения.
"ЦБ иногда демонстрирует, что его решения избирательны, а иногда кулуарны и непрозрачны", — считает Сергей Гришанов. Никто не может разобраться, почему, как в случае с банком "Югра", ЦБ идет по одному пути, а в случае с банком "Открытие" или "Пересвет" — другим. "Иногда регулятор намеренно "топит" банки, а иногда всеми силами сохраняет их как действующие юридические лица. В условиях отсутствия объективных критериев оценки работы ЦБ под оставшийся банковский сектор закладывается мина замедленного действия, которая может сработать непрогнозируемо и неподконтрольно никому. Даже тем собственникам бизнеса, которые стараются соблюдать банковские стандарты в своей работе", — сообщил "Эху Москвы" адвокат.
Центробанк — по российскому законодательству, уникальное юридическое лицо. "Это и не коммерческая организация с одной стороны, и не государственный орган — с другой. В тех случаях, когда создаются сомнения в его объективности и беспристрастности, утрачиваются законные основания для постановки вопроса об ответственности каждого конкретного должностного лица Центробанка за принятые им решения", — пояснил Сергей Гришанов.
В ситуации, когда есть признаки фальсификации внутренней банковской документации, как это произошло с банком "Югра", определить формально ответственное в этом должностное лицо ЦБ просто невозможно, подчеркнул адвокат.
Напомним, в четверг в Москве состоится круглый стол, в рамках которого Сергей Гришанов и другие ведущие эксперты, пострадавшие клиенты и представители акционеров ликвидированных банков обсудят уголовные и правовые аспекты ключевых споров с ЦБ за 2017 год. В том числе, его участники постараются определить, как выстроить отношения с регулятором в новых условиях.