Аналитический центр при правительстве РФ и Минтранс подготовили критерии оценки авиакомпаний. Теперь перевозчиков будут делить на три категории: с приемлемым, средним и высоким уровнем долга, сообщают "Известия".
При ухудшении положения полеты могут ограничивать. Нововведение призвано защитить пассажиров от компаний, подобных "ВИМ-Авиа". Методику оценки предложено дополнить показателями отношения чистого долга к операционной прибыли до амортизации (EBITDA), а также качества ликвидных активов и его соответствия краткосрочной кредиторской задолженности, чтобы точнее применят критерии к авиакомпаниям.
Сейчас методику изучают специалисты. Новое предложение ведет к расчистке рынка, после которой останется только десяток крупнейших компаний. Региональные перевозчики и авиакомпании-середняки с 1-2 десятками магистральных самолетов не смогут пройти оценку по новой методике, если она будет утверждена. У многих из них имеются большие кредитные портфели, но сейчас авиакомпании не обязаны раскрывать остатки на своих счетах. Окончательное решение должен принять Минтранс после публичного обсуждения своей инициативы.
Однако, эксперты считают, что ограничения не смогут решить проблему вывоза застрявших пассажиров. Скорее, это больше смахивает на преднамеренное банкротство. Более актуальна была бы разработка механизмов устранения негативных социальных последствий дефолта по обязательствам. Имеет смысл в первую очередь создать механизм вывоза пассажиров, будь то система страхования, строка в бюджете или что-то иное. И если такой механизм будет разработан, мониторинг авиакомпаний не понадобится вовсе.