Глава Минэнерго РФ Александр Новак прокомментировал действия Еврокомиссии по "Северному потоку-2", а именно вмешательство в переговорный процесс. Министр назвал это "откровенным саботажем".
Ранее стало известно, что Еврокомиссия подготовила проект мандата на ведение переговоров с Россией по трубопроводу. В частности, там сказано, что к мощностям должны быть допущены другие российские компании помимо "Газпрома".
При этом недавно канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что не считает необходимым специальный мандат ЕС для переговоров по проекту "Северный поток-2", так как это экономический проект.
Ранее президент России Владимир Путин выразил уверенность, что проект газопровода "Северный поток-2" имеет все шансы на успех. А странам-партнерам просто нужно терпеливо, спокойно и доброжелательно объяснить, что этот проект призван способствовать развития энергорынков, а не направлен против кого-то.
Напомним, "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Планируется его построить рядом с "Северным потоком".
Комментарий "Правде.Ру" дал Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития.
— Как мы можем ответить на этот саботаж?
— Мы строим газопровод. Газопровод идет в сторону потребителя — Европейского Союза. Еврокомиссия получила мандат на ведение переговоров по данному проекту. Какой может быть жесткий ответ? Не строить? Это то, в чем как раз и заинтересована Еврокомиссия — не пустить туда отдельных членов Евросоюза, а именно Германию. Они с удовольствием выступают за то, чтоб мы его не строили. Какой может быть жесткий ответ? Мы же от них зависим, а не они от нас.
Если Еврокомиссия получила мандатскую поддержку от участников стран Европейского союза, то мы мало что можем сделать.
— Еще есть мнение, что план состоит в том, чтобы затянуть переговоры максимально, а когда холода прижмут, появится альтернатива: либо все-таки строить трубопровод с дешевым газом, но в течение пары лет, как минимум, либо брать дорогой жидкий газ у США, но прямо сейчас (кстати, тогда Трамп сможет любую цену выставить), либо мерзнуть. Как прокомментируете?
— Дело в том, что у США нет инфраструктуры как раз для того, чтобы объемы куда-то доставлять. Есть чуть меньше 5 миллионов тонн, но это же капля в море, если учитывать потребление Европейского союза. У США столько нет физически терминалов. То есть самый радужный план — это к 2020 году иметь 70 миллионов тонн, но не факт, что все именно так сложится.
Они могут только сейчас затормозить переговоры, но эти полгода ничего не решат. Строительство пойдет в срок. Для нас самое главное — не переговоры как таковые, а добиться того, чтобы наземные газопроводы, которые будут продолжать "Северный поток-2", имели нужный нам статус.
Физически построить — одно дело, другое дело — газ принимать потребителям. Для этого необходима инфраструктура со стороны ЕС, ее "Газпром" не строит, строят европейские компании. А здесь требуются прояснения со статусом газопроводов и как раз то самое решение Еврокомиссии. Здесь кроются все проблемы, а не в том, что разрешает Еврокомиссия. У нас нет задачи получить разрешение от Еврокомиссии на строительство морской части "Северного потока-2". Главное же не начало, главное — куда он придет. Положить трубы, закопать на дно Балтийского моря миллиарды евро — это легко. А потребителю получить — это второе, самое главное.
— А если мы в информационном пространстве будем просто заявлять о саботаже Еврокомиссии, на что это повлияет?
— Это ничего не даст. В любом случае, большие деньги любят тишину. Главные вопросы будут решены за столом переговоров, и там будут уже действия. Сейчас, по сути, мы видим пиар. Они сказали, что хотят, чтобы морской газопровод попадал под действие третьего энергопакета, что само по себе некорректно; мы сказали, что это саботаж. То есть обменялись какими-то пиар-посланиями. А юридической фактуры нет ни у одной из сторон.