Иностранные инвесторы купили около 85% размещенных Россией еврооблигаций. Самый большой интерес отмечен со стороны американцев. Остальные 15% бумаг скупили россияне. Особенно в Минфине отмечают спрос на 30-летние еврооблигации: 95% этих бумаг было куплено иностранными инвесторами.
Напомним, ранее ведомство разместило евробонды на сумму $3 млрд. Доходность 30-летнего транша прогнозировали на уровне 5,5%, а 10-летнего — 4,5%. Как отметил глава Минфина Антон Силуанов, в этом году размещение бумаг прошло успешнее, чем раньше.
"Это свидетельствует, что инвесторы проявляют интерес к российским бумагам, готовы вкладываться в них", — сказал он.
Ранее Силуанов заявил, что российская экономика адаптировалась к условиям прошедшего кризиса быстрее, чем предполагалось. Российский рубль в последнее время стал одной из самых популярных валют в среде иностранных инвесторов. "Более здоровой стала и сама структура экономики, которая характеризуется растущей долей прибыли по целому ряду секторов", — отметил министр.
Как сообщала "Правда.Ру", прямые иностранные инвестиции в российскую экономику выросли в 2016 году на 62%, составив $19 млрд. При этом в целом в мире они снизились на 13% до $1,52 трлн.
Наше издание обратилось за комментарием к экспертам.
Владимир Рожанковский, ведущий аналитик УК "Горизонт".
— Этот спрос свидетельствует о том, что инвесторы проявляют интерес к российским бумагам, готовы вкладываться в них? Ведь были люди, которые очень стремились "разорвать экономику России в клочья". Похоже, это новое слово в изоляции России?
— В общем-то, это нормальная цифра, которая все время у нас есть. Только условия сейчас, конечно, изменились. При этом надо отметить, что конечного бенефициара трудно отследить. Длинные цепочки брокерских фирм могут действовать даже в интересах российского клиента. Эти фирмы могут находиться, где угодно. Например, банк J. P. Morgan или Bank of Amerika могут выступить в роли брокера российского клиента. Поэтому статистике Минфина я бы очень большого значения не придавал.
Интерес иностранцев, тем не менее, есть, безусловно. Потому что дифференциал ставок по-прежнему сохраняется высоким, даже несмотря на то, что ЦБ снизил процентную ставку на 25 базисных пунктов на последнем заседании. Все равно у большинства стран Европы ставки нулевые, и дифференциал, конечно, огромный по ставкам. Если посмотреть на бонды облигаций, которые в информационных системах значатся, которые имеют ликвидность биржевую, то там не так уж много стран, которые могут предложить инвесторам облигации с доходностью 3-4% или даже выше. А мы готовы предложить. И наши условия их вполне устраивают.
Никита Масленников, руководитель направления "Финансы и экономика" ИНСОР, экономист.
— Скупили Россию за копейки — это так? Или это все-таки позитивный фактор?
— Это, конечно, надо воспринимать как позитивный фактор. Потому что несколько предыдущих лет был отток. Из наших бондов, из наших ценных бумаг инвесторы уходили в связи с некоторыми обстоятельствами, сложившимися на мировом финансовом рынке в целом. Поэтому размещение наших евробондов сейчас показывает, что спрос и аппетит к российскому рынку есть, сохраняется спрос на российские активы. А это может означать, что, возможно, во втором полугодии, если не произойдет геополитического обострения, российская экономика получит дополнительный приток инвестиционного капитала. Инвесторы начинают разворачиваться от развитых рынков, которые просто сильно и основательно перегреты, к развивающимся. Это обычная рыночная практика.
Поэтому Минфин очень вовремя сделал удачные размещения. Другое дело, что наши предыдущие размещения были дешевле для инвесторов, и мы здесь заплатили рынку прибыль, поэтому все разлетелось как горячие пирожки. Тем не менее это размещение крайне ко времени. Мы успели это сделать, невзирая на всю эту непонятную дискуссию, которая идет в американском конгрессе по поводу нового пакета экономических санкций в отношении России.
Пока это "заморожено" в палате представителей, но верхняя палата, сенат, в том законопроекте, который согласовали, как раз предполагала запрет на инвестиции в новые транши государственного долга РФ. Значит, Минфин ввел их своевременно, дал понять всем инвесторам, что мы продолжаем присутствие на мировых рынках, никуда мы оттуда уходить не собираемся.
Также это важно для наших корпоративных эмитентов, компаний. Они в первом квартале очень удачно размещались, заняв на международных рынках на выгодных условиях 12,9 миллиарда долларов, как обычно, по практике, тот уровень доходности, который сопровождал это размещение, был неким ориентиром для корпоративных бондов. Все непросто, с трениями — но пока, на мой взгляд, штатно.