В прошлом году по активности инвесторов Россия заняла седьмое место в европейском топ-20. Соответствующее исследование инвестиционной привлекательности было проведено компанией EY. В 2016 году инвесторы вложились в 205 проектов, что стало самым высоким показателем для России с 2005 года. Наиболее привлекательной оказалась сфера производства.
При этом лидерами рейтинга стали Британия, Германия и Франция.
Как недавно заявил глава Минфина Антон Силуанов, российская экономика адаптировалась к условиям прошедшего кризиса быстрее, чем предполагалось. Российский рубль в последнее время стал одной из самых популярных валют в среде иностранных инвесторов. "Более здоровой стала и сама структура экономики, которая характеризуется растущей долей прибыли по целому ряду секторов", — отметил министр.
Как ранее сообщала "Правда.Ру", прямые иностранные инвестиции в российскую экономику выросли в 2016 году на 62%, составив $19 млрд. При этом в целом в мире они снизились на 13% до $1,52 трлн.
Наше издание обратилось за комментарием к Сергею Рябухину, председателю комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
— Несмотря на санкции желание вкладывать деньги в российские проекты у зарубежных инвесторов остается неизменным. С чем вы это связываете?
— Я слышал оценку от представителя группы Международного банка, что даже в мировом рейтинге Россия поднялась со 120-го на 40-е место. А в рейтинге топ-20 стран Европы — на седьмую позицию. На мой взгляд, главным фактором это является комплекс мер, связанных со стабилизацией инфляции. То есть мы вышли на устойчивый курс. 4% — это фактор не быстрого реагирования, потребуется несколько месяцев или 1,5 — 2 года из опыта международной инвестиционной практики. Как только достигается низкий порог инфляции, то инвесторы присматриваются обычно год или два.
Второй очень важный фактор, это целый ряд соответствующих законодательных инициатив. Первое — это закон о стратегическом планировании. Он предусматривает фактор устойчивого развития. Третий фактор — политическая стабильность. Зарубежный инвестор никогда не пойдет в какую-то другую страну, если там существуют риски политических катаклизмов. Собственно говоря, это основные параметры, которые влияют на устойчивый тренд развития экономики и привлечения инвесторов.
— Таким образом, можно говорить о том, что ряд законодательных инициатив по налоговым преференциям, а также привлекательные условиях для ведения бизнеса в особых экономических зонах способствовали притоку зарубежных инвестиций в российские проекты?
— Тут очень важный момент: это жесткая позиция президента, который запретил членам правительства даже рассуждать о возможном повышении налогового бремени для российских и зарубежных резидентов. Ранее зашла речь об оборотных налогах, налогах с продаж, потом очень большая дискуссия шла по поводу прогрессивной шкалы. Но тогда президент жестко заявил, что, мол, давайте какое-то время поживем, хотя бы 4-5 лет, не меняя ничего, ни одну букву налогового кодекса, с точки зрения увеличения нагрузки на бизнес. Мораторий на повышение налоговой нагрузки — это очень важный фактор.
И, конечно, очень существенный фактор связан с предоставлением льгот в особых экономических зонах. Мы, парламентарии, критикуем правительство за то, что до сих пор не разработана методика оценки эффективности налоговых льгот, я даже инициировал принятие специального обращения. Этот документ мы приняли на прошлом заседании Совета Федерации и уже направили в правительство. По нашим оценкам, в России предоставляется 2,5 триллиона налоговых льгот, не считая возврата НДС. Это существенное подспорье для инвесторов. Не в каждой стране имеется такой пакет преференций и налоговых льгот. В совокупности все эти факторы и дают результат.