Закон о банкротстве физических лиц от 1 октября 2015 года не возымел ожидаемого эффекта. Только 0,2% россиян к ноябрю 2016 года добились освобождения от долгов, причем в 80% случаев инициаторами банкротства были кредиторы.
По данным Федеральной службы судебных приставов, весной 2015 года под действие закона о банкротстве физлиц подпадало более 400 000 россиян.
По факту, к 1 ноября 2016 года было подано около 34 000 заявлений о банкротстве граждан-должников, из них судами принято порядка 19 000 и только 1009 человек за это время смогли списать свои долги. Об этом сообщает издание "Ведомости".
Отмечается, что суды зачастую занимают сторону банков, отказывая должникам в признании их банкротами. Поводом может стать, например, утверждение, будто бы должник заведомо предполагал свою неспособность расплатиться с долгами и брал кредиты с целью поднять свое благосостояние. Эта вещь труднодоказуемая, однако прецеденты говорят об обратном.
Получается так, что признать банкротом бабушку. получающую пенсию в 8 тысяч рублей, куда сложнее, нежели какое-нибудь предприятие или банк, руководство которого миллионами выводит деньги на личные зарубежные счета.
"Институт банкротства граждан создал механизм, который помогает должникам пройти процедуру очищения от долгов. При этом важно, что закон устанавливает возможность освобождения от обязательств только для добросовестных должников. Правда, пока судебная практика по этому вопросу не всегда однозначна, известны случаи неприменения правила об освобождении гражданина от обязательств, хотя признаки недобросовестного поведения должника, прямо указанные в законе, установлены не были", — рассказывает управляющий директор — начальник управления принудительного взыскания и банкротства Сбербанка Евгений Акимов.
С другой стороны, процедура признания банкротами граждан оказалась весьма накладной. Отсутствие средств для возмещения расходов на процедуры банкротства — одна из основных причин прекращения производства по заявлениям должников. Стоимость издержек может составлять десятки, а то и сотни тысяч.
Процедура реструктуризации долгов еще более сложная и загоняет должников в более сложную ситуацию.
"Нас ждет неминуемый этап оценки результатов и совершенствования нынешней модели банкротства", — прокомментировал ситуацию директор Центра проблем банкротства Алексей Юхнин.
Правоприменение норм банкротства физлиц не в полной мере отвечает запросам общества. Неоправданно сложной оказалась процедура реализации банкротных процедур: банкротство гражданина практически не отличается от механизма банкротства юридического лица, людям трудно в нем разобраться. К тому же процедура оказалась слишком дорогой - средняя стоимость банкротства физлица, включая обязательные издержки, - от 100 тысяч рублей", - отметил руководитель службы оказания юридической помощи Центра защиты прав заемщиков в Ульяновской области Дмитрий Бодров.