Выступая на конференции ООН по жилью и устойчивому городскому развитию (Habitat III) замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис заявил о том, что к 2020 году до 80 процентов коммунальной инфраструктуры в городах России могут передать в концессию частным инвесторам. "Это одна из наших приоритетных целей, поставленная при поддержке президента РФ", — сказал он.
Как пояснил замминистра, речь идет об объектах водо- и теплоснабжения, а также о рынке мусора. "Уже сейчас у нас около 20 процентов объектов водоснабжения находятся в аренде у частных инвесторов, в самое ближайшее время мы собираемся перевести их на концессию", — отметил Андрей Чибис.
Прокомментировать это заявление Pravda.Ru попросила первого заместителя председателя комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ ОП РФ, председателя исполнительного комитета Российского союза налогоплательщиков, члена Общественного совета при ФНС Артема Кирьянова.
— Что это значит — "передадут в концессию"? Как вы оцениваете эту инициативу?
— На сегодняшний день законодательство в полном объеме описывает концессионные процедуры и является достаточным для того, чтобы концессии переходили в сферу ЖКХ. Работа по этому вопросу велась долго, но благодаря общим усилиям ее можно считать практически завершенной. И это очень правильный сигнал для инвесторов.
Второй момент, 80 процентов только к 2020 году — это, конечно, очень печально. Хотелось бы, чтобы у нас уже к 2010 году был показатель 80 процентов. И тогда мы избежали бы многих проблем, связанных в том числе с разрушением сетей. Но поскольку мы несколько отстаем по темпам, я считаю, что это хорошая амбициозная задача, которую ставит себе и федеральный уровень, в лице министерства строительства, и ЖКХ, и наши региональные коллеги, которые теперь являются одной из сторон концессионного соглашения, то есть на уровне субъектов федерации и муниципалитетов.
Что такое концессия? Это длинные инвестиции, то есть длинные деньги, направленные на поддержание и развитие инфраструктуры. Это деньги инвесторов, вложенные в рамках частно-государственного партнерства, которые не усилят нагрузку на население в целом: не повышая тарифов, не изобретая каких-то новых механизмов оплаты, они позволят модернизировать всю инфраструктуру.
Один из главных вопросов концессионного соглашения, состоит в том, чтобы в его содержании было четко прописано, когда, что и в каких объемах будет инвестироваться, вплоть до технических параметров, вот это очень важно. Здесь мы тоже на самом деле еще в начале пути.
Яркий пример такого концессионного соглашения, правильно и хорошо сделанного с точки зрения экономики и юридической техники, — это соглашение по Волгоградскому водоканалу. Сегодня мы видим, что при общем объеме соглашения в несколько десятков миллиардов непосредственно на этой территории для решения технических вопросов уже инвестировано несколько миллиардов рублей.
Здесь бы я призвал всех посмотреть на этот опыт и следовать ему. Потому что негативный опыт, который мы знаем, это как раз небольшие никому не известные фирмы, находящиеся в определенных связях и определенных отношениях с главами небольших муниципальных образований, которые забирают сети, а потом их просто эксплуатируют, ничего не вкладывая. На сегодня мы от этого метода уходим, такого быть не должно.
— Какие преимущества получит каждая из сторон: частные компании, рядовые граждане, государство?
— Инвестор получает спокойное будущее и гарантированно стабильный, пусть и не высокий доход. Но в условиях сегодняшнего дня любой доход — это уже привлекательная составляющая. При этом государство получает возможность не вкладывать деньги в управление инфраструктурой, в содержание различных МУПов и прочих образований. Граждане же получают повышение качества и услуг, и сетей.
— Кто и как будет гарантировать порядочность этих частных компаний?
— Концессионное соглашение — это несколько томов юридического текста, в котором содержится очень много подробностей, показывающих серьезность намерений инвесторов. Это первое.
Второе. Мы возлагаем функции администрирования и участия в этом процессе в том числе и на глав субъектов. Поэтому нам кажется, что главы регионов будут чувствовать свою ответственность, стараясь избегать появления схем, которые впоследствии могут оказаться мошенническими или коррупционными.
Кроме того, Генеральная прокуратура и прокуратуры на местах должны достаточно серьезно заниматься проблемами ЖКХ, возникающими на уровне местного самоуправления. Более того, на первом открытом форуме Генеральной прокуратуры некоторое время назад мы поднимали этот вопрос о концессиях в сфере ЖКХ и получили такой достаточно четкий сигнал о том, что эта сфера находится в зоне пристального внимания прокуроров и что любые нарушения, связанные с реализацией инвестпроектов или с вопросами тарифов, будут четко отслеживаться.