Центробанк принял решение, что изменение названий улиц или городов не станет препятствием для обслуживания в кредитных организациях.
Таким образом, банки не должны отказывать клиентам в обслуживании, если указанные в их паспортах город или улица, которые переименовали, не совпадают с фактическими.
Официальные представители Центробанка в ответ на запрос «Известий» сообщили, что регулятор впервые высказал позицию по вопросу, возникающему у банков на практике. Эксперты напоминают, что по действующему законодательству никто не может заставить россиян менять паспорт из-за переименования улиц и населенных пунктов, изменения нумерации домов, но советуют избавляться от «неправильной прописки», которая грозит проблемами не только с банками.
По действующему 115-ФЗ кредитные организации с 2014 года должны проверять на подлинность паспорт при идентификации клиентов при любых операциях, включая открытие вклада, выдачу займа, обмен валюты и денежные переводы (по двум последним операциям - на сумму свыше 15 тыс. рублей). Из-за переименования улиц или городов возникает несоответствие адреса, указанного в паспорте клиента, с фактическим.
Сталкиваясь на практике с подобными несовпадениями, банкиры самостоятельно - в рамках своей системы оценки рисков - принимают решение, отказывать ли клиентам в обслуживании. Некоторые кредитные организации идут на это, стараясь максимально обезопасить себя.
Так же банки поступали, когда два года назад ЦБ своим указанием обязал их проверять подлинность паспортов россиян на сайте упраздненной Федеральной миграционной службы (сейчас, соответственно, на сайте МВД). Тогда каждый десятый клиент получал отказ в обслуживании, если не удавалось сверить реквизиты его основного документа по разным причинам (нет в базе, технические проблемы ресурса).