Масштабное веерное исследование так называемого, "живого масла", а проще говоря — подсолнечного нерафинированного, провела Российская система качества (Роскачество).
Результат лабораторных испытаний дает возможность утверждать: национальный продукт может соответствовать самым высоким требованиям опережающих стандартов экспертной оценки.
При этом только 30% масла, поставляемого на рынок, не отвечают тем параметрам, которые предъявляются государственным Знаком качества.
Как сообщил Илья Лоевский, заместитель руководителя Роскачества, веерное исследование включало в себя испытание 17 брендов: Затея, Д, Кубаночка, Золотая семечка, Солнце моё, Дары Придонья, Дары Кубани, ВкусВилл, Алёнушка, GLOBUS, Селяночка, Россиянка, Юг Руси, Кубанское любимое, Каждый день, Золотой подсолнух, Слобода.
Закупка образцов была произведена в различных торговых точках Москвы и Московской области. Товары тщательно исследовали по 31 показателю. Стоимость отобранных образцов на момент закупки составила от 75 до 130 рублей.
Согласно результатам экспертизы, 12 образцов соответствуют повышенным требованиям, предъявляемым экспертами к потенциальным получателям российского Знака качества.
Большинство товаров успешно выдержали этот серьезный экзамен, но для получения государственного Знака качества также требуется практически стопроцентная локализация производства на территории Российской Федерации.
"Мы выявили 12 потенциальных претендентов на российский Знак качества, сейчас проводим аудит производств, в ходе которого исследуем уровень локализации, а также целый ряд параметров, отвечающих за качество сырья. Для данной категории технический комитет Роскачества утвердил очень высокий уровень локализации производства на территории России — не менее 98%, т. е. и семечка, из которой сделано масло, и поле, на котором она выращена, и упаковка, и само производство должны быть российскими", — уточнил Лоевский.
Однако, несмотря на позитивные результаты потребительских испытаний и высокую культуру производства в данной отрасли, Роскачество также выявило ряд нарушений. В частности, две торговые марки масла признаны небезопасными по показателю перекисного числа, который характеризует степень окисления продукта. Если масло хранилось неправильно (например, продавец хранил его на светлом складе), значения перекисного числа могут превысить допустимые уровни. Одновременно у продукта будет снижаться срок годности и может появиться характерный прогорклый вкус.
Исходя из полученных от лабораторий данных, требованиям обязательного регламента по безопасности не смогли соответствовать товары под торговыми марками: Солнце моё (11,4 ед.) и Золотой подсолнух (12 ед.). Информация о выявленных нарушениях была отправлена в Роспотребнадзор.
Не менее важен при исследовании экспертами нерафинированного подсолнечного масла такой показатель как цветное число, оно рассказывает о степени очистки масла. Стоит отметить, что два товара "Селяночка" и "Юг Руси" "прошли" по верхней границе требований — их цветное число было равно 15. А вот "Золотой подсолнух" не смог соответствовать повышенному стандарту Роскачества: его цветное число составило 16 единиц.
Как сообщила Ольга Токмина, директор департамента испытаний Роскачества, стандарт Российской системы качества для нерафинированного подсолнечного масла в сравнении с действующим ГОСТом устанавливает более высокие требования к цветному и кислотному числам, которые свидетельствуют о качестве и степени очистке продукта. Повышенный стандарт Роскачества также более строго рассматривает параметры массовой доли влаги, летучих веществ в продукте и массовой доли нежировых примесей и исключает применение антиокислителей, ароматизаторов и других пищевых добавок.
Ранее Роскачество опубликовало результаты веерного исследования подсолнечного рафинированного масла. Детальный отчет о результатах всероссийских веерных исследований, проведенных Роскачеством, и информацию о лучших товарах, представленных на полках магазинов, можно получить на портале www.rskrf.ru.