Эксперт: Российскому авиапрому иностранные двигатели не нужны

Фотоархив Правды. Ру

В ближайшее время российская авиация избавится от необходимости импортировать авиадвигатели. Планируется восстановить их разработку и производство внутри страны и, более того, начать поставлять на экспорт.

По мнению начальника сектора Центра евроатлантических и оборонных исследований Российского института стратегических исследований Игоря Николайчука, Объединенная двигателестроительная корпорация, которой поручены работы, может довольно быстро составить конкуренцию украинскому "Мотор Сичу". Планы замещения собственным производством двигателей для вертолетов, которые поставлялись из Украины, были известны давно. Как напомнил эксперт Правде. Ру, планировалось налаживать производство в Санкт-Петербурге или Перми. Останавливало то, что при этом рушилась налаженная годами кооперация предприятий.

Игорь Николайчук считает, что при всех политических конфликтах контракты между предприятиями — смежниками двух стран выполнялись четко. Руководители украинских оборонных предприятий демонстративно игнорировали политические резолюции Киева. Отношение же к высокотехнологичным отраслям политического руководства Украины заметно по судьбе авиастроительного концерна "Антонов", фактически прекратившего нормальную работу.

"Можно сказать, — пояснил Игорь Николайчук, — что сами украинцы проявили злобу по отношению к своему ВПК, ликвидировав мощную авиастроительную фирму…".

Игорь Николайчук заметил, что при подготовке новых проектов, например тяжелого российско-китайского вертолета, украинские поставщики даже не рассматривались. Ожидается, что на него будет устанавливаться перспективный российский двигатель.

Эксперт считает, что с точки зрения экономики переход на вертолетные двигатели российского производства не дает большого экономического эффекта. Даже если они и будут продаваться на экспорт.

"Выгода появится только в том случае, если делать у себя двигатели, оснащать ими свою технику и продавать ее за границу. Сегодня это выгодно из-за низкого курса российского рубля по отношению к основным валютам. Но не исключен вариант, что когда-то выгоднее будет покупать двигатели, а не производить их у себя".

Эксперт также напомнил о том, что сиюминутные политические веяние живут недолго, а вот налаживать производство придется несколько лет.

Говоря о других проектах, технологически связанных с авиационным двигателестроением, Игорь Николайчук, отметил, что большие перспективы у газоперекачивающих агрегатов для магистральных газопроводов. Сегодня лидер мирового рынка и фактический монополист фирма General Electric. "Из-за курса валют сегодня выгоднее производить это оборудование для себя внутри страны, — считает эксперт, — и продавать в те страны, где Россия имеет устойчивые экономические связи: Китай, страны Ближнего Востока…"

Тогда, по мнению эксперта, те, кто строят газопроводы, будут иметь возможность выбирать между дорогой американской General Electrics и российским оборудованием.

Говоря о возможности международной конкуренции наших авиастроителей начальник сектора Центра евроатлантических и оборонных исследований Российского института стратегических исследований, Игорь Николайчук отметил что "прорывы" возможны только в тех странах, где нет своей развитой авиастроительной отрасли. Например в Бразилии, Китае, отчасти Индии. Что касается выходов на западные рынки, туда, где за каждый поставленный двигатель конкурируют знаменитые моторостроительные концерны, то это практически не реально.

"Программы двигателестроения под гражданские самолеты достаточно массивные, — пояснил эксперт Правде. Ру, — Речь идет о сотнях и даже тысячах двигателей. Борьба идет за каждый самолет, за каждый двигатель и что вклиниться в это дело нам очень сложно".

Но, как долговременная перспективная программа оснащение российскими двигателями самолетов западных стран вполне может рассматриваться. Игорь Николайчук напомнил также, что двигатели необходимо сертифицировать по международным стандартам. И, это даже в советское время было серьезной экономической и политической проблемой — западные производители не хотят получить дополнительных конкурентов на своем собственном рынке.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня