Банки намерены отказывать в кредитах тем россиянам, в соцсетях которых выложены фотографии попоек и дебошей.
Как пишет Вести.ру, анализом поведения заемщика в соцсетях будет заниматься специальный сервис Social Attributes, который был запущен Национальном бюро кредитных историй (НБКИ) и IT-компанией Double Data. Банки и микрофинансовые организации уже начали использовать данный сервис в своих скоринговых моделях.
По данным Известий, компрометирующие фото могут стать причиной отказа в кредите, даже если документы в порядке. За рубежом такая практика анализа поведения заемщика в соцсетях - в порядке вещей.
Как показал первый опыт использования системы, подписка заемщика на группы о сетевом маркетинге (например, продаже косметики), быстрых кредитах или антиколлекторах увеличивает риск невыплаты кредита в 2-4 раза.
Так, если в среднем уровень неплатежей пользователей в соцсетях составляет 7,4%, то риск дефолта подписчиков одной «негативной» группы возрастает до 14,2%, а подписка на несколько «негативных» групп - до 19,9%, отмечается в отчете. При этом позитивные действия пользователя, например публикация фотографий о путешествиях, наоборот, снижают риски для кредитора. Так, риск дефолта активного путешественника снижается до 3,55%.
По данным Банка России, задолженность по кредитам, предоставленным физическим лицам с начала декабря кризисного 2009 года до начала декабря 2015 года, выросла в три раза с 3571,8 миллиарда рублей до 10637,4 миллиарда рублей. При этом просроченная задолженность за этот же период выросла в 3,6 раза с 241,05 миллиарда рублей до 864,13 миллиарда рублей.
Только за период с начала января по начало декабря 2015 года объем просроченной задолженности должников - физических лиц - вырос более чем на 23%, с 665,64 миллиарда рублей до 864,13 миллиарда рублей.
"С ростом объемов потребительского кредитования увеличивается потенциальное число должников - физических лиц, права которых могут быть нарушены применением недобросовестных практик, связанных с возвратом долгов, в связи с чем этот вопрос приобретает особую актуальность и социальную значимость", - говорят эксперты.
Авторы законопроекта подчеркивают, что коллекторы для возврата долгов могут совершать действия, не подпадающие под формальные составы правонарушений, предусмотренных действующим законодательством, но при этом ущемляющие права должников и создающие для них невыносимые условия - звонки в круглосуточном режиме, завуалированные угрозы, психологическое давление, введение в заблуждение в отношении возможных последствий неисполнения обязанности по уплате долга.
Одной из причин такой ситуации называется "экономическая эффективность недобросовестных практик", стимулирующая к их применению, и создающая преимущества для недобросовестных лиц относительно добросовестных участников рынка, не нарушающих права должников.
Действующее законодательство не содержит прямых общих норм, квалифицирующих признаки недобросовестных практик и действий взыскателей, отсутствуют также законодательные механизмы, направленные на предупреждение совершения взыскателями действий, нарушающих права должников - физических лиц, подчеркивают авторы законопроекта.
Чтобы создать условия для обеспечения надлежащей защиты прав должников и планируется принять отдельный федеральный закон. Он будет регламентировать действия по возврату долгов, осуществляемые кредиторами и другими лицами, а также регулировать деятельность юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату долгов на постоянной основе.
Читайте последние новости Pravda. Ru на сегодня