Отрасль сбора и утилизации отходов у нас в государстве есть, а федерального органа власти нет - мнение

Фото: REX

Первого января 2017 года вместо графы "Сбор и вывоз отходов" в квитанциях появится новый коммунальный платеж.

Его размер определят власти субъектов РФ — он будет ниже, если мусор сортируется. Получателем денег и собственником отходов станет монополист — региональный оператор по обращению с отходами.

Бизнес намерен добиваться возможности самостоятельного сбора коммунальных отходов в обход региональных операторов — и готов платить за них домохозяйствам.

Зачем превращать расход на мусор из "жилищного" в "коммунальный"?  Как возрастет новый платеж по сравнению с предыдущим?

На эти и другие вопросы в интервью Pravda.Ru ответил директор  ассоциации "Экосистема Подмосковье" Дмитрий Тукнов.

"У жителей не остается права выбора. На рынке очень много мусоровывозящих компаний, которые предлагают разные цены. Но потребителю ведь все равно, на каком автомобиле вывозят его отходы — "Мерседесе", "Вольво" или "Камазе". Главное, платить меньше. Проблема сортировки мусора — старая. Приучить население кидать мусор в раздельные контейнеры — одна сторона медали, другая — нет мощностей для раздельной переработки мусора", — подчеркнул предприниматель.

Сегодня промышленностью вторичные ресурсы весьма востребованы. Например, полиэтилен  стоит порядка 25 тысяч рублей за тонну. Пользуется спросом бумага, стекло.

"Но, если построить завод для переработки стекла, нужно обеспечить предприятие сырьем, чтобы не получилось так, что завод построили, а завтра какое-либо министерство внесло в закон поправку, и завод остался без сырья, либо без рынков сбыта. Ведь проблема у нас в государстве в том, что отрасль есть, и в законе о промышленной политике она отмечена как отдельная отрасль "Сбор и утилизация отходов", а федерального органа исполнительной власти нет. Сбытовыми отходами занимается минстрой, но на тарифы не влияет, ФАС проходится по тарифному регулированию, экологи, которые не заинтересованы в том, чтобы эта отрасль вообще была. Потому что эколог зарабатывает по принципу "дай денег, а то закричу", — подчеркнул Дмитрий Тукнов.

Сегодня никто не готов покупать у жителей макулатуру, стеклобой, пластик. Потому что есть налог на доходы физических лиц, НДФЛ.

"Если я владелец малого бизнеса, у меня есть "Газель", я могу организовать пункт приема. Но чтобы бы мне заплатить пионеру или бабушке 100 рублей, я должен с каждого потребовать паспорт и сформировать налоговое дело, отчитаться, чтобы они за выплаченные мною рубли еще заплатили 13% дохода. Вот в чем проблема", — отметил Дмитрий Тукнов.

Отраслевое сообщество сейчас фактически пытается противостоять изыскам "специалистов" из министерств. Альтернатива — стимулировать вторичные ресурсы, чтобы они были на рынке востребованы, и любой мог сдать их в приемный пункт. А сегодня приемных пунктов нет.

"Мы пытаемся в кодекс внести поправку, отменить налог на доходы физических лиц, сдающих вторсырье, как отменили тем, кто занимается сбором дикорастущих растений. Пытаемся объяснить и в минфине, и в минэкономразвития, что необходимо снять это ограничение, но пока безуспешно", — заключил предприниматель.