Инфраструктурные монополисты должны быть готовы вести себя скромнее, но не в ущерб качеству, заявил президент России Владимир Путин на встрече с главой Антимонопольной службы Игорем Артемьевым. Являются ли посылы, озвученные президентом Путиным и главой ФАС Артемьевым, знаковыми для монополистов и почему, спросил корреспондент Pravda.Ru у преподавателя РАНХиГС при Президенте РФ Владислава Гинько.
"На мой взгляд, речь идет, прежде всего, о тарифах. С одной стороны, мы должны понимать, что естественные монополисты поставляют тепло, газ, свет и им необходимо покрывать свои операционные издержки, выплачивать зарплату, платить налоги в бюджет. Поэтому тарифы на услуги естественных монополий не могут не расти вместе с ростом других издержек. Они и будут расти.
С другой стороны, президент своим заявлением подчеркнул, что государство намерено и дальше обращать внимание на то, как растут тарифы, реагировать на то, что происходит с качеством. Большая ответственность лежит на региональной власти. Это, в частности, касается жилищно-коммунального хозяйства, когда речь идет о выборе управляющей компании. Мы должны сами следить за качеством выполняемых работ, должны смотреть, чтобы управляющие компании выполняли свои обязательства.
Рост тарифов, если и происходит, то должен контролироваться государством. Обоснованность расчетов будет тщательно сверяться, и только после этого монополии смогут получить заключения Федеральной антимонопольной службы.
Если мы будем считать, что тарифы не должны расти или они должны расти очень мало, то возникает вопрос, кто будет компенсировать затраты", — сказал эксперт.
"Мы видим, что в ряде случаев в регионах растут долги по коммунальной оплате — за свет, тепло, газ. Нет коммунальных платежей — может не хватить денег на новые трубы, проводку. Часто это приводит к тяжелой, непростой ситуации, которую решают региональные власти. И здесь должно быть все сбалансировано", — считает Владислав Гинько.
Будет ли государство сдерживать рост тарифов естественных монополий в ближайшие годы больше, чем обычно? В должной ли мере ФАС контролировала и контролирует аппетиты монополистов? Владислав Гилько полагает, что механизм довольно прост. "Если мы, допустим, хотим, чтобы тарифы росли заметно ниже инфляции, то возникает вопрос, кто должен компенсировать… Механизм компенсации возможен, главным образом, через повышение налогов. Повышение налогов является не очень эффективной мерой, поэтому к этому могут прибегнуть точечно, и только тогда, когда это будет экономически целесообразно. Но повышать налоги для того, чтобы потом компенсировать тарифы, на мой взгляд, совершенно недопустимо. Поэтому тарифы, естественно, будут расти", — подчеркнул Pravda. Ru экономист.
Глава ФАС Игорь Артемьев, говоря о системных изменениях тарифной политики, после которых у инфраструктурных компаний должно хватить денег на инвестиции, подразумевал, что естественные монополии должны не только показать, какова доля импортной составляющей, например, в области технологий, техники, которые они используют в оказании услуг и производстве товаров. Они должны продемонстрировать, что возможность импортозамещения низка или невозможна. Только в таком случае этот компонент может быть не снижен.
В противном случае, импортные компоненты должны снижаться. Здесь речь идет о многих параметрах. Начиная с того, что в офисах естественных монополий, к примеру, может стоять программное обеспечение, которое вполне заменимо отечественным программным обеспечением. Если в целом говорить о потенциале госзакупок, то это несколько миллиардов долларов. Я привел только один из примеров того, где можно снизить импортную составляющую.
Безусловно, в ситуации, когда происходит удорожание доллара и евро, мы должны безусловно сокращать долю импортной составляющей и все больше развивать закупки российского оборудования. Если этого нет, то надо это создавать. И, в общем, время не терпит, нужно это делать прямо сейчас. Времени для раскачки нет", — отметил Владислав Гинько.
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня