МЧС прогнозирует риск обрушения зданий в восьми округах России в 2016 году. Наибольший риск обрушений сооружений прогнозируется на территории Дальневосточного, Сибирского, Уральского, Северо-Западного, Центрального, Южного, Северо-Кавказского, Крымского федеральных округов и города Севастополь. Сразу после Нового года по разным причинам во многих регионах стало гореть ветхое жилье.
Как утверждают в МЧС России в зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на критически важных и потенциально опасных объектах проживают свыше 90 миллионов человек, или 60 процентов населения страны. Что это в большинстве своем за "потенциально опасные" объекты и информированы ли жители об этой опасности, корреспондент Pravda. Ru узнал у архитектора-резидента Центра городских исследований Московской школы управления "Сколково" Ирины Ирбитской.
"Во-первых, нужно понимать, что значительная часть объектов, о которых идет речь, — это социальное жилье, построенное в советский период. Это жилье крайне низкого качества, оно строилось в тот период, когда было необходимо очень быстро расселить народ из подвалов, из бараков. Значительная часть панельных зданий строилась с расчетным периодом на 60 лет. То есть сегодня это дома, которые давно нуждаются в реконструкции либо в сносе. В основном это большая часть жилых строений российских городов, построенных в советское время, так называемые спальные районы", — рассказала Pravda. Ru архитектор.
Ситуация действительно угрожающая, и, по наблюдениям и оценкам специалистов, 60 процентов социального советского жилья находится под угрозой обрушения. В ближайшие 10-15 лет, судя по всему, нас ждет череда нескончаемых катастроф.
Существует ли государственная программа предотвращения такого оборота событий? За безопасность жилья у нас отвечают две структуры. Первая — это министерство строительства и ЖКХ, вторая — МЧС. МЧС отвечает за преодоление техногенных катастроф, а вот ответственность при наступлении техногенных катастроф, безусловно, несет на себе минстрой.
"В России внедрена программа реализации капитального ремонта за счет средств граждан, что в корне неправильно. Люди не приобретали это жилье. Жилье было государственным и в таком плохом состоянии передано гражданам. Соответственно, государство несет ответственность за состояние жилья.
Что же касается программы переселения из ветхого жилья, то она реализовывалась крайне медленными темпами, хотя мы и слышим весьма оптимистические отчеты. И связан провал этих программ с отсутствием качественных финансовых моделей управления реализацией этих программ", — утверждает Ирина Ирбитская.
Установку в последние годы власть делала исключительно на государственные субсидии. При этом вертикальное распределение средств не позволяло муниципальным использовать их на действительно важные программы.
"И второй момент, очень важный. При реализации программ переселения ветхого фонда была упущена такая возможность, как интеграция малого и среднего бизнеса в эти процессы. У нас была сделана установка на крупный строительный бизнес, а ему заниматься такими мелкими историями абсолютно неинтересно", — подчеркнула в беседе с корреспондентом Pravda. Ru архитектор.
Таким образом, потенциал интереса малого и среднего бизнеса был упущен. Сегодня этот провал еще ощутимее, так как в период кризиса решение проблемы ложится исключительно на плечи государства.
С чем связан высокий риск обрушений — износом ли, изначально неправильным проектированием, или проектированием в разных климатических условиях? На самом деле, советская система проектирования была крайне надежной, и советские инженеры-проектировщики в свои проекты закладывали десятикратный запас прочности. Другое дело, что технология строительства не позволяла просто осуществить качественное строительство, монтаж. В течение значительного времени накапливалась степень износа. Уже в поздний советский период и начало перестройки, до начала 90-х годов, когда продолжалась еще по инерции массовая застройка при поддержке государства, проекты готовили бесконтрольно. Плюс дало знать о себе и плохое качество строительства. Все это привело к высокой степени износа даже не очень старых домов, считает архитектор Ирина Ирбитская.
"Безусловно, сегодня существуют и регламенты, и ГОСТы, но проблема даже не в регламентах и ГОСТах, а в ответственности, добросовестности застройщиков.
И второе — обращаю внимание на дефекты современной системы контроля. Государство идет по пути упрощения процедур согласования. Если раньше необходимо было пройти достаточно серьезную экспертизу каждого строящегося объекта, то теперь значительная часть объектов просто может не проходить экспертизу. Предполагается, что какое-то ЧП ложится в равных долях на застройщика и на проектировщика. Но де-факто мы знаем, получить какие-то компенсации, когда наступает критический момент эксплуатации здания, практически невозможно. Такая нечеткость распределения ответственности и исполнения законодательства тоже приводит к негативным последствиям", — говорит Ирина Ирбитская.
Сегодня при покупке жилья в документах не указывается срок годности. Была попытка обязать проектировщиков и застройщиков заказывать так называемые паспорта эксплуатации, в которых должны быть прописаны эксплуатационный период, порядок эксплуатации здания. Но так сложилось, что эта система не была интегрирована, не стала обязательной. "У нас все очень плохо со строительством в стране, это совершенно точно", — делает вывод эксперт Pravda.Ru.
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня