В мониторинге минэкономразвития, направленном в правительство, говорится о том, что с начала года госкомпании разместили 1,221 млн извещений о закупках на 17,9 трлн руб. В тот же период 2014 года было размещено 1,025 млн извещений на 13,5 трлн руб. В результате объем закупок в количественном выражении вырос на 16%, а в рублях — на 25%.
При анализе закупочной деятельности госкомпаний министерство отмечает ухудшение состояния конкурентной среды. Так, на одну закупку в 2015 году приходилось в среднем 1,3 участника против 1,4 в 2014-м. Тот же тренд наблюдается при изучении способов закупок: так, выросла доля закупок у единственного поставщика (43%, на 7 трлн руб., против 42%, на 5 трлн руб. годом ранее) и "прочих способов закупки" (52%, или 9 трлн руб. против 46%, на 6 трлн руб. годом ранее). Резко снизилась доля открытых конкурсов (с 7% в 2014 году до 3% — в 2015-м) и электронных аукционов (с 3% до 1%).
Правда.Ру попросила прокомментировать ситуацию профессора кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС при президенте РФ, доктора экономических наук Людмилу Пронину.
"Значительная доля "прочих способов закупки" говорит о том, что рамочные положения 223-ФЗ позволяют заказчикам устанавливать любую систему закупок. 223-ФЗ позволяет с помощью различных наименований способов закупок выходить на закупку у единственного поставщика. Минкономразвития насчитало почти 3,5 тысячи способов закупок, что негативно отразилось на конкуренции и создало предпосылки для сговора недобросовестных заказчиков с поставщиками.
Особо я бы обратила внимание на формы закупок, их способы. Если это котировки, единственный поставщик, то это неконкурентные формы. А если это различные виды конкурсов, аукционов — открытых, закрытых, двухэтапных, одноэтапных, то уже можно говорить о конкуренции. Но не исключено, что в отдельных случаях был представлен только один поставщик, надо детально разбираться ", — подчеркнула Людмила Пронина в беседе с журналистом Правды. Ру.
Затратно ли представителям малого бизнеса участвовать в конкурсе госзакупок? Ведь доля закупок госкомпаний у малого и среднего бизнеса упала. В 2015 году она составила 7,4% от суммы заключенных договоров, или 1,1 трлн руб., против 10%, или 1,3 трлн руб., в 2014 году."Для малого бизнеса 44-ФЗ установлены льготы. Наоборот, малые предприятия всячески стараются привлечь к конкурсам и аукционам, ведь для "малых" специально выделяют 15 процентов по видам закупок. Так что конкуренции в получении этих 15 процентов у них нет. Есть квотирование.
Конечно, малые предприятия должны предоставлять на конкурсы и аукционы всю необходимую документацию в соответствии с нормативными актами. Особенно, если конкурс проходит на электронной площадке. Но нарушения и там есть, думаю, и сговоры. Реальная практика значительно хуже, чем нормы законодательства", — утверждает профессор.
Чиновники предполагали, что электронный формат госзакупок поможет сэкономить. С января запускается Единая информационная система (ЕИС) с шестью электронными площадками. В обязательном порядке все закупки должны будут проводиться в электронном виде с 1 октября будущего года. Новый порядок позволит, по подсчетам экспертов, сэкономить на закупках по 223-ФЗ не менее 1 трлн руб в год., а по 44-ФЗ — до 300 млрд руб. в год.
С 1 июля 2016 года госзаказчики по 44-ФЗ смогут использовать электронный формат закупок добровольно, а с 1 октября 2016 года это станет для них обязательным моментом. Законом предусмотрено, что объем закупок в упрощенном формате запроса котировок должен будет составлять не больше 10% годового объема. Ограничена и сумма — не выше 100 млн руб. Чтобы зарегистрироваться в ЕИС быстро, стоит иметь электронную подпись.
Участие в закупках станет бесплатным для всех игроков. Сейчас по 223-ФЗ торговые площадки собирают взносы до 120 тыс. руб. в год. В будущем владельцы площадок перейдут на процент от обеспечительных взносов или от продажи имущества на торгах.
Сэкономит и государство. "Электронный формат поможет сэкономить на госзакупках. Он на это нацелен. С другой стороны, электронные площадки организовывают, в основном, банковские структуры. И все равно там будут и аффилированные лица и зависимые. То есть, избежать участия не очень подходящих организаторам конкурса лиц, не получится. И электронная система не сможет им в этом помочь. Зато удастся сэкономить бюджетные средства.
С другой стороны, часто бывает, когда к участию не допускают по формальным причинам. Получается, что все равно, на конкурс или аукцион идет тот, кого хочет видеть организатор. И цена все равно не будет конкурентной, она будет завышена", — заключила Людмила Пронина.
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня