Российская экономика адаптировалась к цене нефти в $40 за баррель, сообщил минфин. О том, что это может означать для экономики, Pravda.Ru рассказал Иван Стариков, руководитель Центра экономических стратегий Института экономики РАН.
"Если посмотреть структуру расходов и доходов федерального бюджета, заметно, что замещение выпадающих углеводородных или ресурсных доходов чем-то другим не происходит. Сегодня дефицит и федерального бюджета, и Пенсионного фонда, и падение ВВП закрывают за счет денег, накопленных в нулевые годы. Причем тогда было стерилизовано не больше 15 процентов шальных нефтегазовых деньжат", — рассказал Иван Стариков журналисту Правды.Ру.
Поэтому, очевидно, что если среднегодовая цена на нефть в 2016 году будет в пределах 40 долларов, а в бюджете заложено 50, то мы не удержимся в 3 процентах падения ВВП, отметил экономист. "Нарастает бедность, из которой выходить будет очень тяжело. Это будет загонять в депрессию всю экономику. То есть, все надежды оживить ее за счет оживления потребительского спроса вряд ли оправданны", — добавил он.
Необходимо делать внешний центр - центр экономических реформ, причем срочно, считает Иван Стариков. Правительство занимается реальными вещами, связанными со структурными реформами, которые навязли уже на зубах, необходимо собирать команду, которая бы это делала, начиная от земельной реформы и кончая ЖКХ.
Другая проблема — у нас не диверсифицирована экономика, и потому крайне опасен рост дефицита бюджета. Страны с дефицитом бюджета, и суммой внешнего и внутреннего долга иногда в 1,5, а то и в 2 раза выше ВВП имеют могоотраслевую экономику. "А у нас очень монополизированная в части доходной базы сырьевая модель, которая себя в полной степени исчерпала, ее необходимо менять. То есть, использовать возможности территории России, между Восточной Азией и Европой. По этому маршруту проходит почти миллиард грузов тонн в год, из них 90% через Суэцкий канал. Сегодня это тоненькая артерия глобальной логистики между Востоком и Западом находится в зоне серьезных политических и военных рисков.
Россия могла бы предложить транспортный коридор из Восточной Азии в Европу, условно от Пусана да Роттердама или от бухты Посьет, от Владивостока до Роттердама. Это позволит быстро диверсифицировать ущербную, стратегически бесперспективную сырьевую модель и ответить на вызовы нарастающего геополитического одиночества России, сохранив страну как единую историко-политическую сущность.
К примеру, объявлено о создании консорциума Китай-Казахстан-Турция-Азербайджан-Грузия. Рабочее название у этого консорциума "Обойдем Россию с юга". Россия может предложить проект "Обойдем Китай с Севера". Он призван заселить восточные территории, создав сразу 7 миллионов новых рабочих мест и т. д.", — считает Иван Стариков.
Однако, отметил эксперт в разговоре с корреспондентом Правды.Ру, надо учитывать и то, что рынок сжиженного газа, который раньше был малозаметен, занимает все большую долю. "На рынок сжиженного газа, в отличие от трубопроводного, это спотовый рынок, там цена формируется в процент покупки, что более привлекательно для покупателя. Это своего рода косвенное признание, что ставка на трубопроводный газ оказалась стратегически неправильной, и ясно, что необходимо снижать цены на газ.
Если мы вернемся к цене не газа к нефти, нефти к газу, то мы признаем перспективу спотового рынка, то есть, рынка сжиженного газа. И в этом смысле данный маневр оправданный. Потому что цены на газ не столь радикально падают, как цены на нефть", — подчеркнул эксперт.