"Торговое сотрудничество с Израилем выгодно России"

Источник фото: AP

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) расширяет сферу влияния: заявки об установлении зоны свободной торговли с союзом поступили от Египта, Индии и еще 37 стран. Однако такой статус был представлен лишь Вьетнаму и Израилю. Почему? Об этом в интервью Pravda.Ru размышляет Роман Губенко, директор специального проекта ВТО в России.

Выбор партнеров, пояснил он, диктуется общеполитической ситуацией и направлением товаропотоков. Почему, например, выбран Вьетнам? Потому что это государство, которое находится в очень интересном регионе — это Юго-восточная Азия. Вьетнам является членом ТТП, входит в АСЕАН, то есть в те интеграционные группировки, с которыми необходимо находить механизмы взаимодействия. При современной ситуации с развитием экономической интеграции России и стран ЕАЭС нельзя оставаться вне сотрудничества с этими экономическими сообществами. Кроме того, у России и Вьетнама — многие годы научно-технического сотрудничества. И в нефтегазовой добыче и в промышленности достаточно активно российский бизнес участвует и присутствует. Поэтому один из критериев — это наработанные связи. Второе — текущий товарооборот и задача по его увеличению.

"По этим соображениям и был выбран Израиль, который не входит в такие крупные, глобальные интеграционные группировки, и соответственно, там существенно ниже угрозы по влиянию товаров других группировок. А с Вьетнамом были опасения, что китайская продукция через Вьетнам может попадать к нам. Но если такие случаи происходят, то это уже нарушение Таможенного законодательства с уголовной ответственностью", — сказал Роман Губенко журналисту Правды.Ру.

Израиль очень интересен с точки зрения сотрудничества именно в промышленности, подчеркнул эксперт. Израильтяне активно торгуют и медицинским оборудованием и продовольствием. А у России есть потенциал, который мы можем реализовать и в Израиле, и в других странах — развитие транспортной логистики, транспортного машиностроения. И все это, конечно, напрямую связано с инвестициями. Конечно, в режиме зоны свободной торговли (ЗСТ) эти задачи выполнить будет гораздо легче. Ведь действуют льготы, которые не предоставляются другим странам — членам ВТО. К тому же это более высокий уровень интеграции. Первая ступень согласно ВТО — это первичная торговля, вторая — свободная торговля, а дальше — Таможенный союз с выходом на экономический союз.

ЗСТ, добавил он, накладывает определенные обязательства. "Основное — устранение пошлин во взаимной торговле. Причем классическая ЗСТ — это товарная ЗСТ с устранением пошлин во взаимной торговле товарами. Сейчас ни одно новое соглашение по ЗСТ не является классическим, они обозначаются аббревиатурами ЗСТ +, либо ЗСТ 2+ или углубленная ЗСТ.

Что это означает? К товарам подключаются услуги, расширяется охват, плюс подключение новых секторов. Помимо услуг возникают темы инвестиций, защиты капитала на рынках, льготный режим, вопросы разрешения споров, применение к ним защитных мер вплоть даже до оценки регулирующего воздействия нормативных актов, которые принимаются в странах-членах. Сейчас идет очень активное развитие именно региональной интеграции на базовых принципах ВТО, но это уже не классическая ЗСТ, а значительно более интегрированное сотрудничество", — рассказал Роман Губенко.