Национальная технологическая инициатива избавит Россию от сырьевой зависимости

В минувшую пятницу состоялось заседание президиума Совета при президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. Рассматривался вопрос реализации "дорожных карт" НТИ(Национальной технологической инициативы). НТИ — это долгосрочная программа по развитию новых рынков на базе высоких технологий. По планам властей, ее реализация должна привести к тому, что российские компании войдут в число мировых лидеров в этой сфере к 2035 году. Организаторы работы — Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Российская венчурная компания (РВК)

Реализуется НТИ через систему дорожных карт — сейчас их восемь, включая четыре вчера рассмотренные.

Каковы перспективы реализации программы НТИ? Можно ли сегодня реально спрогнозировать приоритеты мирового технологического развития к 2035 году? На эти вопросы корреспондента Pravda.Ru ответил управляющий партнер венчурного фонда Bright Capital Борис Рябов.

"Как всегда, пока событие не произошло, перспективу оценить сложно.

Однако, НТИ делается на основе, которая отличается от того, как делали до этого множество государственных программ в области технологического развития. То есть, логика НТИ построена на предпринимательском лидерстве, это основа каждой из программ НТИ, каждой из дорожных карт. Есть обязательно один или несколько предпринимателей, которые взяли на себя ответственность за реализацию дорожной карты. Это существенный момент, потому что, он определяет насколько много в этом проекте будет жизни и мотивации.

И второе: НТИ построено по принципу создания лидеров не только для России, но и в международном масштабе, в каждой из дорожных карт, которые приняты, такая идея "зашита" в той или иной форме. И в этом смысле, это новая и многообещающая попытка. А дальше все зависит от того, на сколько каждой групп удастся удержать эту повестку и не превратить это в бюрократическое мероприятие", отметил эксперт.

Отвечая на вопрос, по какому принципу выбирались приоритетные отрасли, по которым создаются дорожные карты AutoNet (распределенная сеть управления автотранспортом без водителя), MariNet (распределенные системы управления морским транспортом без экипажа), AeroNet (управление дронами) и NeuroNet (распределенные искусственные компоненты сознания и психики), Рябов заметил, что значительную роль в данном случае играют экспертные группы, которые сами по себе функционируют, по доброй воле людей.

"Где были эксперты, там эти группы и сформировались. С другой стороны, как так получились, что это именно те направления, по которым ведется подготовка дорожных карт — об этом надо спрашивать агентство.

Те, кто начал делать эту работу раньше, у тех получилось подготовить дорожные карты и утвердить их", отметил эксперт.

Говоря о том, способна ли реализация НТИ реально повлиять на смену модели российской экономики и избавление ее от сырьевой зависимости, Борис Рябов отметил, что данная инициатива, несомненно, может подтолкнуть экономику в данном направлении. В любом случае, хорошо, что это хотя бы фокусирует внимание государства, бизнеса, научных сообществ на данной проблеме.