Глава Банка России Эльвира Набиуллина озвучила прогноз по курсу рубля, импортозамещению и экономическому росту по итогам саммита МВФ в Лиме. Она отметила, что модель роста экономики должна быть инвестиционно-ориентированной. В настоящее время появляются большие шансы с развитием программы импортозамещения, этому способствует и текущий курс рубля, добавила глава ЦБ РФ. По мнению Набиуллиной, российская экономика выйдет к устойчивому росту к 2017 году.
Прокомментировать заявление Эльвиры Набиуллиной в интервью Pravda.Ru согласился главный экономист Фонда экономических исследований "Центра развития" НИУ ВШЭ Валерий Миронов.
"Инвестиции сейчас падают, это падение началось еще до кризиса, но сегодня данное падение происходит с ускоренными темпами".
Инвестиционно-ориентированная модель экономического роста предполагает рост инвестиций, и предпосылки к этому со стороны доходов компаний есть, их прибыли на фоне девальвации выросли.
У многих компаний выросли рублевые прибыли, но они не инвестируют экономику в силу каких-то причин. Нужно эти причины выявить и побудить предприятия начать увеличивать инвестиции", — отметил эксперт.
Именно такая стратегия и вызовет инвестиционно-ориентированный рост, который важен не только с точки зрения вклада в текущую ситуацию.
"Каждые 5% прироста инвестиций — это 1% прироста ВВП в текущем временном горизонте. Инвестиции важны для модернизации производства, для закрепления экономики на новых рубежах, для выхода на внешние рынки. Потому что, чтобы выйти на внешние рынки с новой продукцией, которая теоретически стала дешевле для иностранного покупателя, нужно также улучшить ее качество, чтобы она не уступала зарубежным аналогам.
Чтобы создать такую продукцию, нужны инвестиции, нужно вкладываться в развитие предприятия — это и есть инвестиционно-ориентированный рост, который важен для текущих и для перспективных темпов роста экономики", сообщил Миронов.
Отвечая на вопрос корреспондента Правды.Ру о том, как долго будет работать на российских производителей эффект девальвации рубля, эксперт сообщил, что это будет зависеть от темпов инфляции. Если она не превысит уровень падения биржевого курса рубля, то эффект от девальвации для российского бизнеса сохранится.
У нас инфляция такая достаточно высокая сейчас, на уровне 15%, а в других странах она на уровне примерно 5%. Значит, на 10% каждый год мы будем терять от эффекта девальвации. В перспективе, этого эффекта хватит на 2-2,5 года при нынешнем уровне инфляции. Если инфляция снизится, то данного эффекта хватит на больший период.
Говоря о шагах государства по импортозамещению, Миронов отметил, что важно не просто выделить определенные виды продукции и стимулировать их производство со стороны государства, но и поддерживать создание компаний малого и среднего бизнеса которые могли бы создавать новые виды продукции, необязательно при помощи непосредственной поддержки государства.
"Важно снять бюрократические барьеры, которые пока очень высоки, и продвигаться в рейтинге Doing Business, где Россия хотя и продвинулась с 120-го места на 100-е, но пока еще очень далека от идеального 20-го места", подчеркнул эксперт.
В основном, отрасли, где есть признаки импортозамещения несмотря на общую рецессию — это пищевая и химическая промышленность, полагает экономист.
"Во всех остальных, прежде всего, в машиностроении, объемы производства снижаются, в том числе, и в военной сфере. Обычно на импортозамещение, если заранее не были созданы конкурентоспособные мощности, требуется полтора-два года. Это время необходимо для постройки новых цехов и оснащение их оборудованием. Пока после девальвации прошел только год, еще есть время для наращивания объемов отечественного производства", подытожил Валерий Миронов.