Результатом ликвидации ФГУП "Нацрыбресурс" станет срыв импортозамещения в рыбной отрасли. Таким образом специалисты Росрыболовства прокомментировали неожиданное заявление полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева о том, что Нацрыбресурс государству не нужен.
Сейчас именно на "Нацрыбресурс" возложена важнейшая задача по развитию инфраструктуры для поставок отечественной рыбы потребителю. Базовый элемент этой инфраструктуры — причальные сооружения, переданные предприятию в 2008 году. До передачи причалами распоряжались на региональном уровне, и практически все они были арендованы частными структурами. И до 2008 года ни те, ни другие не вкладывались в ремонт причалов никоим образом. В связи с чем на момент передачи их Нацрыбресурсу сооружения уже требовали серьезного ремонта и модернизации.
Сейчас через причалы "Нацрыбресурса" проходит более половины рыбной продукции, которая направляется в центральную часть России. Основные расходы предприятия связаны с содержанием и обслуживанием причальных сооружений, на эти цели ушло 53 процента доходов. Однако при существующей арендной ставке деньги на капитальный ремонт можно будет накопить только лет через сто, а если не принять срочные меры, причалы развалятся уже лет через 15-20.
Стоит отметить, что как только в "Нацрыбресурсе" начали разбираться по ситуации с причалами, портовики резко начали беспокоиться. Вероятно, существующая до тех пор ситуация их устраивала. Однако контрольно-инспекторское обследование причалов, проведенное предприятием, показало крайне неприглядную картину.
Выход из сложившейся ситуации новое руководство ФГУП "Нацрыбресурс" нашло в пересмотре условий сдачи в эксплуатацию гидротехнических сооружений. Разработан дифференцированный тариф за пользование государственными причальными стенками, а также созданы приоритетные условия для перевалки рыбы. В цене тарифа на долю платы за перевалку рыбы приходится не более 14 процентов, или 0,1% в цене рыбы в дальневосточном регионе. При этом все расходы по ремонту и эксплуатации сооружений "Нацрыбресурс" берет на себя. Уже разработан механизм государственно-частного партнерства, при котором в условиях дефицита бюджетных средств можно будет привлечь частные инвестиции в развитие и модернизацию рыбных портов. Однако не все контрагенты "Нацрыбресурса" оказались заинтересованы в казалось бы прогрессивных предложениях ФГУПа, поэтому и возникло активное сопротивление новым порядкам на местах.
Развитие инфраструктуры — это государственная задача, и ликвидация единственного профильного федерального предприятия в этой сфере крайне негативно повлияет на процесс по организации транспортно-логистического окна для поставок вглубь страны рыбной продукции. Будет сорвано и выполнение задачи по ускоренному импортозамещению, поставленной президентом России. Этого допустить нельзя, заключили в Росрыболовстве.