Американские власти отчаянно борются за статус мировой державы с новыми претендентами, особенно с Китаем.Мир изменился, и чем дольше США будут это отрицать, тем больше вреда это в итоге нанесет.
Приближающиеся встречи Международного валютного фонда и Всемирного банка - двух институтов, в которых доминируют США и их западные союзники - предоставляют идеальную возможность изменить ситуацию. Как отмечает "Project Syndicate, больше нет незыблемого порядка времен холодной войны, когда два блока находились в открытом, но сдержанном противостоянии.
Мир также не живет по правилам Pax Americana, преобладавшего в течение десятилетия после распада Советского Союза, когда США на короткое время оказались единственной сверхдержавой. Руководитель научно-технических работ по международной экономике в Chatham House Паола Субаччи отмечает, что сегодняшний миропорядок держится на многополярности, которая появилась в результате подъема экономики развивающихся стран, - особенно Китая, - начавших играть важнейшую роль в торговле и финансовой сфере.
По ее словам, США вынуждены будут конкурировать и сотрудничать не только с Китаем, но и с Индией, Бразилией и другими странами, через расширенные форумы типа «Большой двадцатки». Для этого нужно научиться приспосабливаться и договариваться, и не выговаривать своим союзникам с позиции более сильного. Но Америка ментально застряли в Бреттон-Вудской системе, которая закрепила при помощи институтов геополитическое верховенство Америки.
В последние годы Бреттон-Вудская система, с ее смесью либеральной многосторонности и рыночно-ориентированной экономической политики, стала символом англо-американского доминирования в глобальной экономике, которое сейчас подвергается критике в значительной части мира, особенно после глобального финансового кризиса. Логично, что Китай использует свое растущее глобальное влияние для содействия построению нового экономического порядка - такого, при котором доллар США не главенствует над всем.
Китай ждет, что его собственная валюта (юань) в конце концов должна сыграть центральную роль в этой новой валютной системе, с тем чтобы она отражала роль Китая не только в качестве двигателя глобального экономического роста, но и в качестве крупнейшего в мире кредитора. По мнению Субаччи, расширение роли юаня в международной валютной системе - лишь первый шаг к официальному закреплению многополярного миропорядка. Очевидно, что существующая международная валютная система и лежащие в ее основе институты не отвечают потребностям сегодняшней сложной, многополярной мировой экономики.
Но пока США лишь упрямо следуют политике сдерживания в отношении Китая - что проявилось в борьбе против создания банка AIIB, постоянных обвинениях в валютном манипулировании и в отказе ратифицировать реформы МВФ. При таком подходе США и вовсе рискуют утратить рычаги воздействия на ситуацию, отмечает автор.
"Результатом может стать распад мира на отдельные блоки - что привело бы к подрыву не только глобального благосостояния, но и сотрудничества по общим проблемам.Весенние встречи МВФ и Всемирного банка предоставляют важную возможность подать сигнал о новом подходе в отношении Китая. И не может быть более убедительного сигнала, чем поддержка со стороны США добавления юаня к корзине валют, используемых МВФ для оценки своего международного резервного актива, специальных прав заимствования. Америка окажется в свете рампы вновь. Но как она выступит?" - задается вопросм эксперт.
Читайте также:
Россия и Китай возродят Великий шелковый путь
"Мистрали" подмочили имидж Парижа
С 1 апреля Россия возглавила БРИКС
Вопреки опасениям МВФ и ВБ, Азиатский банк заканчивает прием заявок на места учредителей