Глава китайского МИД предложил совместить китайскую инициативу формирования Шелкового пути с российской программой по модернизации Транссиба и Байкало-Амурской магистрали и по развитию Дальнего Востока в целом, чтобы таким образом "состыковать стратегии развития двух стран". О том, какую пользу может извлечь Россия от этого предложения, рассказал в интервью Pravda.Ru доцент ВШЭ Михаил Карпов.
"Меня больше интересует, насколько это предложение может быть реализовано. Говорить можно о чем угодно, наши руководители взяли моду говорить о неких колоссальных проектах с Китаем. Россия уже около года пытается извлечь какую-то пользу от сотрудничества с Китаем, а китайцы до сих пор не перевели предоплату даже за уже обговоренный проект по газу. Я думаю, польза в том, что, по крайней мере, мы словесно с китайцами не ссоримся. Мы продолжаем поддерживать некий формат взаимодействия. Это очень важно. А вопрос в том, кто за это все будет платить. У России денег нет, она вкладываться в это в таких масштабах сейчас не в состоянии. Китай тоже сейчас вкладываться не планирует, у него тоже жесткая кредитная политика", — заявил Михаил Карпов.
Эксперт отметил, что сейчас пошел информационный поток, что у нас с Китаем все хорошо. Он подчеркнул, что ничего против этого не имеет, но нужно смотреть, что за этим вербальным рядом стоит. "А за ним стоят очень серьезные трудности в плане экономического взаимодействия, почти 40% падение товарооборота в годовом измерении, также китайцы до сих пор не перевели предоплату по проекту "Сила Сибири", который обговорен и подписан президентами. Какую пользу Россия из этого извлечет? Теоретически можно говорить, что это прекрасный проект, что это часть Шелкового пути, что это взаимодействие России с Китаем. Но опять же, кто за это будет платить?"
Китайцы тянут Шелковый путь через Казахстан, Ближний Восток в Европу, где пересекаются с интересами американцев с их трансатлантическим партнерством. Корреспондент "Правды.Ру" поинтересовался, чем может обернуться столкновение интересов США и Китая? Можно ли ожидать крупнейших торговых войн?
"Китайцы тянут этот проект, американцы тоже тянут. На пути реализации Шелкового пути очень много технических, политических и прочих проблем. То же самое касается и американской концепции Транс-Тихоокеанского партнерства. Очень много идей, подходов. Я думаю, что в обозримом будущем Шелковый путь Китая и Транс-Атлантическое партнерство США просто не столкнутся вообще. Так что никаких торговых войн, связанных с этим, нет", — заявил Михаил Карпов.
Корреспондент "Правды.Ру" уточнил у эксперта, к сотрудничеству с какой стороной больше склонен Евросоюз?
"Не надо думать, что мы поссорим американцев с китайцами. У них есть свои проблемы в отношениях, но они общий язык всегда могут найти. Они адекватны со своих позиций. Я рассматриваю пока оба эти проекта как не проработанные и пока не обеспеченные фактурой. Поэтому говорить о реальности того и другого, тем более, что они будут как-то соперничать друг с другом, крайне преждевременно. Если китайцы подтянут проект, я думаю, что европейцы тоже не откажутся сотрудничать. Тут никто не будет выбирать, тут будут смотреть, что выгоднее", — заключил Михаил Карпов.
Читайте также:
"Шелковый путь" в обход колючей Украины
Россия и Китай возродят Великий шелковый путь
Андрей Островский: "Шелковый путь" позволит России и Китаю более тесно сотрудничать