Накануне президент России лично вмешался в ситуацию с отменой электричек в ряде регионов России. В РЖД заявлено через прессу об очередном повышении тарифов на перевозки. Много и других вопросов, связанных с одним из наших крупнейших монополистов. Почему ОАО "РЖД", которое регулярно просит средства из бюджета или теперь уже из Фонда национального благосостояния и считается убыточной компанией, например, не сдает пути в аренду? Почему нет частных компаний на российских железных дорогах? На эти вопросы ответил в интервью Pravda.Ru экономист и политолог, эксперт Никита Масленников.
"Ситуация, действительно, непростая, потому что инфляция в прошлом году вышла за все предполагаемые пределы, а это перекладывается на издержки, потому что дорожает все. И плюс еще второй удар, которые получили все компании реального сектора, будь они государственные или частные, это девальвационный шок. Естественно, у РЖД возникли проблемы с исполнением своей инвестиционной программы, которую они вынуждены снижать и корректировать. У них индексация, которая запланирована была, уже отставала от всех прогнозов по инфляции этого года. Что касается средств ФНБ, то они предполагались изначально на модернизацию Транссиба и БАМа, и там не только государственные средства, там и средства РЖД, частных инвесторов. Вообще стоимость модернизации проекта Транссиба превышает триллион рублей", — заявил Никита Масленников.
Эксперт отметил в беседе с корреспондентом Pravda.Ru, что вчера министр Улюкаев после совещания с Владимиром Путиным подчеркнул, что проект модернизации Транссиба и БАМа будет финансироваться за счет средств Фонда национального благосостояния. "Это подтверждено. Это будет делаться в условиях текущего кризиса, потому что как раз такого рода масштабные инвестиционные проекты позволяют стать некой точкой нового роста. Мы можем создать новую модель экономики, поэтому БАМ и Транссиб крайне актуальны с этой точки зрения".
Экономист подчеркнул, что РЖД оказались заложником неплатежеспособности региона. "Там долги растут, долг регионов — уже два миллиона рублей. Но здесь решение вопроса — это уже пересмотр бюджета 2015 года, это пересмотр отчасти межбюджетных отношений в том плане, что надо просто посчитать, какие регионы должны получать трансферт в этом году. Сейчас идет перебор вариантов. Путин решил эту проблему волевым образом. И в антикризисных мерах есть еще одно предложение, оно, в общем-то, одобрено, распоряжение подписано премьером Дмитрием Медведевым. Речь идет о снижении НДС до 10 процентов для компаний, занимающихся пригородными железнодорожными перевозками".
Корреспондент Pravda.Ru спросил у эксперта, почему нет частных компаний на российских железных дорогах?
"Сейчас ситуация, действительно, во многом провисает из-за того, что долгие годы структурная реформа на железнодорожном транспорте никак не может начаться. Были попытки, предложения по созданию пассажирских компаний. Грузоперевозочные компании, кстати, есть независимые. Они работают. Но принцип реформы: рельсы отдельно — это государство, а все остальное, что по ним едет, уже может принадлежать частным компаниям. Такого рода планы были, но как-то это все застряло. Поскольку текущий кризис носит характер системный и выйти из него можно только через целый набор дорожных структурных реформ, в том числе и в сфере транспорта, то придется это делать", — заявил Никита Масленников.
Эксперт отметил, что нужны переделы каких-то секторов, должно быть больше рыночных отношений, больше независимых игроков. "Конкуренция — это единственный нормальный, естественный механизм, который не позволяет бездумно повышать цены, оправдывая это любыми благими аргументами. Поэтому я думаю, что в среднесрочной перспективе путь структурной реформы в транспорте неизбежен".
Читайте также:
У РЖД пострадавшие всегда крайние?
РЖД перекроют грибникам и дачникам кислород?
РЖД: пешеходные переходы с риском для жизни
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня.