Россия не может в нынешних условиях продолжать реализацию проекта "Южный поток", заявил президент страны Владимир Путин на пресс-конференции в Анкаре по итогам переговоров с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. "С учетом того, что мы до сих пор не получили разрешения Болгарии, мы считаем, что Россия в этих условиях не может продолжать реализацию данного проекта, — сказал Путин. — Начать стройку в море, подойти к болгарскому берегу и остановиться — это просто нелепо". Заявление Путина о пересмотре участия России в проекте прокомментировал в интервью Pravda. Ru экономист и преподаватель в Институте экономики естественных монополий РАНХиГС Владислав Гинько.
"Стоит обратить внимание, что новый проект "Морской газопровод" в Турцию по объему приблизительно сопоставим с объемами предполагаемой прокачки газа через "Южный поток", который теперь закрыт. То есть речь идет о 62 миллиардах кубических метров газа в год, из которых 17 пойдет в Турцию, остальное — транзитом в Южную Европу. По мощностям мы не уступаем, зато мы получаем возможность поставлять те же предполагаемые объемы топлива в Европу, но другим путем. Мы можем отказаться от реализации "Южного потока" именно в связи с тем, что мы заключили долгосрочные контракты на десятилетия вперед по азиатскому направлению. Это не значит, что мы отказываемся от европейского направления, просто мы получаем возможность свободы выбора. Ведь если Европа ставит препятствия, то мы просто отказываемся". — заявил в интервью Владислав Гинько.
Корреспондент также попросил эксперта прокомментировать заявление болгарского политолога Огняна Минчева, который недавно сказал, что "отказ Путина от строительства " Южного потока " означает, что ЕС защитил свои права и свои интересы и что на его территории соблюдается Третий энергетический пакет, который подразумевает соблюдение законов конкуренции в ЕС".
"Третий энергетический пакет со стороны России соблюдался, те предприятия, которые участвовали бы в "Южном потоке", имеют характер совместных предприятий, то есть там есть и участие иностранных партнеров, здесь нет монополии. Более того, мы проявляли чрезвычайную гибкость и готовы были идти на компромисс, включать в состав партнеров по проекту других участников. Но Болгария, которая сначала поддерживала этот проект, потом стала его тормозить".
Корреспондент спросил также у экономиста, почему София поддалась давлению со стороны ЕС и пожертвовала собственными национальными интересами, ведь выгода для этой страны от "Южного потока" очевидна.
"Болгария, скорее всего, не ожидала, что Россия примет так быстро и жестко решение по "Южному потоку". В Европе в очередной раз переоценили кажущуюся зависимость России от поставок газа. Поставки газа в Европу играют важную роль для России, но они не решающие, не стоит забывать, что доходы от продажи всего природного газа в четыре раза меньше, чем доходы от реализации нефти. Поэтому европейцы, которые стремились сделать вид, что Россия будет на все соглашаться, чтобы реализовывать "Южный поток", ошиблись".
Корреспондент Pravda. Ru уточнил у эксперта, не потеряет ли Россия с уступкой Турции по цене на газ, не является ли новый проект коммерчески не очень выгодным для РФ?
"Я в этом плане абсолютно спокоен, "Газпром" никогда не пойдет на заключение контрактов, которые были бы не рентабельные. "Газпром" — это рыночная компания, она ориентируется на капитализацию, которая формируется на фондовом рынке, у "Газпрома" акционеры не только государство, но и частные инвесторы, которые сильно влияют на то, чтобы "Газпром" был эффективной компанией", — заявил Владислав Гинько.
На вполне резонный вопрос корреспондента, теряет ли при закрытии проекта свои деньги Болгария, ведь она их тоже вкладывала, эксперт ответил следующее:
"Мы готовы вести переговоры с теми, кто действительно принимает решения в Европе, думаю, при получении гарантий, что проект не будет заморожен в какой-то момент со стороны европейских стран, "Южный поток" будет возобновлен. Мы ведем свою политику, исходя из наших интересов, которые сейчас в том, что на данный момент мы полностью не видим смысла реализации "Южного потока". Поэтому мы полностью из него выходим. Болгария, безусловно, теряет. Это мультипликативный эффект. Это не только потеря 400 миллионов евро, пострадают и те болгарские компании, которые заняты строительством, которые уже вложили. Болгария потеряет несколько десятков тысяч рабочих мест. Но Болгария не до конца просчитала вместе с Брюсселем решимость России отстаивать свои интересы".
Читайте также:
Венгрия подтверждает свои обязательства по "Южному потоку"
Вениамин Вутянов: "Энергетический союз Европы" может заморозить "Южный поток"
"Южный поток" становится символом неповиновения Евросоюзу
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня