Период самого резкого за два года снижения котировок нефти Brent заканчивается, сообщил в понедельник Bank of America Merrill Lynch (Bofa). Цена достигла своего самого низкого потолка и скоро вновь вернуться к 100 долларам за баррель. Цены начали падать, объясняют аналитики, когда нефть с немедленной поставкой оказалась дешевле, чем нефть с поставкой в будущем. Теперь этот дисконт сокращается. Какую роль сыграли в падении цен США и Саудовская Аравия, и есть ли у ОПЕК единая позиция Pravda.Ru рассказал директор Центра изучения мировых энергетических рынков Вяческлав Кулагин.
— Согласны ли вы с тем, что цены на нефть скоро восстановят прежние значения?
— Я согласен с тем, что были достаточно весомые причины для падения цен на нефть. Прежде всего, это, конечно, объем производства ее в мире. Но главным образом, здесь следует выделить США, то есть США сейчас достигли российского уровня производства, или Саудовской Аравии, хотя, еще буквально несколько лет назад от них существенно отставали. Естественно, если бы эти объемы на рынок не пошли, то и такого обвала цен на нефть и не было бы. К этому параллельно добавились дополнительные поставки из Ливии и достаточно неблагоприятная ситуация спроса.
В частности, если посмотреть на экономику Европы, то становится понятно, что она далека от каких-то таких радужных ожиданий. То есть этот набор факторов как раз привел к этому падению цен, которое мы наблюдаем сейчас. Дно ли это или нет, об этом пока говорить рано, это нужно еще немножко посмотреть за ситуацией, но я полностью согласен с тем, что это, действительно, падение краткосрочное и долго оно продолжаться не может. Потому что нормальная цена для рынка — это 100 долларов, около 100 долларов сегодня, и к этой цене рынок в среднесрочной перспективе вернется. Я думаю, в 2015 году мы выход на эту цену увидим. Но пока как бы небольшой потенциал для небольшого снижения, мне кажется, все-таки еще есть. Но опять же, это все такие кратковременные вещи, нельзя говорить о том, что это растянется на месяцы, а тем более, на годы.
— Российские аналитики говорят о том, что странно ведет себя Саудовская Аравия, которая обычно, когда снижалась цена, снижала добычу, сейчас он этого не делает. Почему? Политический сговор с США с целью нанести ущерб России? Или с какой-то другой крупной нефтяной державой с целью убрать конкурентов?
— Есть множество мнений относительно того, почему именно так ведет себя Саудовская Аравия. Тут есть и политический сговор, а другие аналитики говорят, что это в большей степени экономический интерес: они хотят просто выбить других производителей и улучшить себе конкурентные возможности на будущее.
То есть тут взглядов может быть много, тем более, что реально бюджет Саудовской Аравии при той цене не нефть, которая есть сегодня, чувствует себя, в общем-то, не так плохо. Но действительно, если мы вспомним кризисный период предыдущий 2008-2009 года, когда обвалилась цена на нефть, тогда Саудовская Аравия была во главе ОПЕК и наибольшее влияние пыталась оказать на цены за счет снижения собственной добычи. Она тогда выступала очень жестко. Я думаю, что сегодня сложилась ситуация, которая является тестом для ОПЕК на выживаемость: если сейчас государства соберутся и договорятся о сокращении квот и, главное, будут это соблюдать, значит, ОПЕК есть, он существует и он работоспособен. Если этого не произойдет, то я думаю, что об этой организации можно будет забыть.
Нельзя забывать историю, и причины, по которым ОПЕК создавалась, тогда это был картель — способ выживания для добывающих стран. Призванный отвечать на действия стран-потребителей. Сейчас перед Саудовской Аравией стоит очень серьезный вопрос, сможет ли она вот этот рычаг влияния на мир через ОПЕК сохранить. Поэтому я думаю, что ей выступать здесь чисто в своих интересах не совсем разумно.
— Значит, можно говорить о том, что картель себя исчерпал? В странах ОПЕК нет согласия, расскажите об этом читателям Pravda.Ru?
— В ОПЕК нет согласия. Долгосрочную перспектива говорит о том, что ОПЕК, конечно, будет увеличивать свою добычу, но при этом и общая добыча в мире будет расти примерно соразмерно. То есть мы не видим увеличения доли ОПЕК на рынке и увеличение возможности его влияния на рынок. Но при этом сохранить то, что уже есть на сегодняшний момент, можно.
К сожалению, мы сейчас наблюдаем фундаментальные различия в ряде стран ОПЕК, это уже начиная от цены нефти, которая приемлема для одних стран в 110 долларов, другим же ренатбельной ценой может быть и 60-70 долларов. То есть это разная приемлемая цена, это и разная, абсолютно разная политическая ситуация в регионах, разные взаимоотношения с потребителями, есть серьезные различия между странами. При этом все-таки ОПЕК в последнее десятилетие выступал достаточно эффективным регулятором рынка. И я думаю, что странам-производителям потерять такую возможность влиять на рынок было бы большой ошибкой. Как раз и увидим, эта ситуация и будет тестом для ОПЕК, тестом, действительно, на его текущее состояние и способность влиять хоть на что-то.
— Не является ли причиной такого поведения саудитов, что они хотят потеснить с рынка сланцевую нефть США, которая теперь чуть дороже, чем Brent?
— Да, именно. Когда я говорил про чисто коммерческие интересы, желание вытеснить других, альтернативных поставщиков, тут имелось в виду и сланцевая нефть США, но далеко не только она.
Дело в том, что есть нефтяные пески, например, канадские, достаточно дорогие, куда тоже нужны большие инвестиции, достаточно высокая цена отсечения этих проектов. Есть, например, венесуэльская нефть пояса Ориноко, которая достаточно сложная для разработки, и реализация проектов там очень дорогостоящая. Кроме того, российские проекты очень дорогие, которые требуют очень серьезных инвестиций.
Это и шельфовые, и арктические, и глубоководные месторождения. В мире есть множество производителей с очень сложными проектами и для которых необходима цена за нефть не менее 100 долларов за баррель. И вот их, включая, естественно, и американских производителей, Саудовская Аравия может потеснить.
Читайте также:
Тимур Нигматуллин: На нефтяном рынке — избыток предложения при низком спросе
Недра вернут в конституционное поле
Нефть дешевеет. Инициатор — США
Николай Иванов: В удешевлении нефти виноваты все, кто умеет ее добывать
Читайте последние новости на сегодня, 14 октября 2014 года