Россияне берут кредиты на эмоциях

Россияне подходят к выбору кредитов безответственно. Согласно статистике, каждый пятый россиянин, а это 18%, даже  не пытается сравнивать  предложения различных банков, чтобы выбрать более подходящее, а доверяется первой попавшейся финансовой организации. Многие заемщики (около 30%), используют услуги риелторов или кредиторов, работающих в торговой среде. Примерно половина граждан (49%), выбирая ссуды, обращают внимание на итоговую сумму переплаты, а не на ставку по кредиту. В основном, такой политики придерживаются заемщики не старше 24 лет.

Соответствующий опрос был проведен департаментов исследования банковского сектора НАФИ. Его представители отмечают, что выбирая так называемые «длинные» кредиты вроде ипотечного или на автомобильные нужды, клиенты оказываются как бы в плену у продавца, так как выбирают преимущественно те банки, с которыми уже имеются какие-либо отношения - наличие вклада, привязка зарплатой карты и т.п.

Во многом нежелание выбора объясняется недостаточной ориентацией нашего населения на рынке банковских услуг, откуда и порождается невозможность разобраться и выбрать более выгодное предложение, что ведет заемщика к самой близкой стойке с кредитным менеджером.

Проблема повышения финансовой грамотности в России вышла на государственный уровень еще в 2006 году - ее обсуждали министры финансов «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. После этого меры по формированию финансовой грамотности в стране нашли отражение в целом ряде документов. Например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года повышение финансовой грамотности обозначено в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. Минфин совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Всемирного банка ведет разработку программы повышения финансовой грамотности населения.