Член центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ), вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ" Азат Газизов в интервью корреспонденту Pravda.Ru прокомментировал новые санкции в отношении России.
— Серьезно ли то, что вводится запрет на торги облигациями компаний "Роснефть", "Транснефть", "Газпром нефть" со сроком обращения свыше 30 дней и участие в организации выпусков таких бумаг?
— Если объяснять просто, то чем короче срок обращения каких-либо ценных бумаг, в данном случае облигации являются средством займа, тем выше процентная ставка, которую выплачивает то предприятие, которое его выпускает. Соответственно, сокращаются сроки, происходит удорожание привлеченных средств.
Для банков это удорожание фондирования других банков. Фондирование — это то, под какой процент банки берут у других банков, того же Центробанка, например. Соответственно, это приводит к повышению процентной ставки, то есть, удорожанию денег.
Удорожание денег ведет к увеличению себестоимости любой функции, услуги. А это отражается на покупателях тем, что происходит удорожание товаров или народного потребления, или промышленных товаров.
Есть и вторая важная и существенная часть. У нас биржи во многом уже завязаны на эмоциональную экономику, то есть, еще ничего не случилось, но они уже реагируют. И, в первую очередь, санкции, наверное, были рассчитаны на данный эффект. Этот результат мы уже тоже видим.
Сегодня доллар обновил исторический минимум. Когда только еще предполагались санкции для Сбербанка, только их начали вводить, уже за 20 минут акции падали на 1,5 процента. Этот эмоциональный эффект не является длительным. Появилась такая новость, на эту новость среагировали, и дальнейшее движение доллара или акций будет зависеть от каких-то следующих вводных, данных, которые появятся.
На данный момент мы наблюдаем реакцию на сегодняшнее заявление. Долгоиграющий эффект от введения санкций отразится на стоимости заемных денег, а второй момент, из разряда эмоциональной экономики, который выстрелил сиюминутно.
— Не надо ли отвечать симметрично в энергетике? Может, стоит цену на газ поднимать? Как нам защититься?
— Это уже относится к вопросу макроэкономики. Здесь слово защититься не подходит. Мы можем ответить на эти санкции. Но надо понимать, что такое санкции. Здесь можно увидеть и элемент драки: один удар, другой удар, и кто первым упадет. Когда Запад делает такие вещи, относительно России, они хотят нанести ущерб.
Мы можем защитить своих производителей, искать способы удешевления денег, которые вливаются в экономику России через кредиты, через банки. Вот это будет защита. А об ответном ударе сейчас думает правительство.
— Вы сказали о том, что санкции отразились уже сегодня, а какой прогноз? Насколько существенно санкции от ЕС и США отразятся на российской экономике?
— Мы уже столько кризисов прошли. Сейчас будет время, чтобы очень хорошо всей страной подумать об импортозамещении. Время пришло. Мы не можем ничего делать, пока не будет кризиса, пока есть какие-то возможности, мы к этим вопросам не приступим.
Сейчас доллар высокий, Запад не хочет с нами торговать, зато есть Юго-восток, Азия, Южная Америка, и есть возможность заниматься внутренним производителем, что в сельском хозяйстве, что в промышленности. Думаю, все нормально будет, у нас в стране есть потенциал.
Во-первых, у нас есть финансы, наш внешний долг мизерный по сравнению с Америкой и Европой, есть золото-валютные резервы, есть различные фонды. Если грамотно вкладывать деньги в инфраструктурные проекты, то можно на внутреннем потреблении и производстве все это поднять. А на счет технологий надо работать, с Азией, Китаем.
Читайте также:
Владислав Белов: Германия может позволить себе обоюдные санкции
Владимир Путин: Санкции ЕС толкают Украину к войне
Николай Левичев: Санкции бумерангом догонят и дадут по затылку еще не одному европейскому политику