Первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности, вице-президент — исполнительный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей "Союз машиностроителей России", член ФКС ОНФ Владимир Гутенев рассказал корреспонденту Pravda. Ru о продолжении санкционной войны.
— Евросоюз назвал компании, банки и персоны, подпавшие под новые санкции. Новые санкции ЕС затронут "Роснефть", "Транснефть" и "Газпром нефть". Серьезно ли это " запрет на торги облигациями этих компаний со сроком обращения свыше 30 дней ? и участие в организации выпусков таких бумаг?
— Я думаю, что санкции это очень серьезно. Причем эта серьезность объясняется не тем экономическим эффектом, который они принесут, в том числе, и краткосрочно, а тем, что мы видим, как политическая ситуация Украины, инициативы России, которые приводят к умиротворению ситуации, абсолютно не влияют на намерения западных партнеров с помощью экономических механизмов добиваться политического диктата.
Что касается воздействия на промышленность, то я не стал бы переоценивать эти санкции, поскольку программы импортозамещения, которым дал старт президент еще 2,5 года назад, набрали довольно хорошую динамику. Но мне кажется, что наряду с асимметричными ответами или теми реакциями, которые не нуждаются в госрегулировании, а в частности, мы видим, как сейчас российские предприятия, которые активно занимаются техническим перевооружением: закупают станки, оборудование, начинают менять свои планы, потому что, речь даже идет не об ответных мерах, а о желании сохранить ранее понесенные инвестиции. То есть, вкладывая в техперевооружение закупку новых технологических линий, наши бизнесмены должны быть уверенны, что на заключительных этапах никому не придет в голову недопоставить очень важное оборудование. Бизнес потихоньку начинает голосовать и ногами в части закупки оборудования, и в части сохранения и накопления капиталов.
Но теперь, мне кажется, приходит время и симметричных санкций. Точечное нанесение ударов по наиболее чувствительной отрасли, это оборонка и энергодобыча нефти, газа, говорит о том, что стрелять себе в ногу стало любимым занятием наших западных и заокеанских друзей. И мне кажется, приходит время жестко пересмотреть условия поставки газа, поскольку тот реверс, который сейчас европейские страны осуществляют на Украине, расходится абсолютно со всем, в том числе, и с протестантской этикой, важнейшим грехом которого является украсть, присвоить чужое имущество. И мне кажется, что России надо дать понять, что попустительствовать Украине, не возвращать долги за счет реэкспорта, причем еще и на этом делать свои деньги — это абсолютно не приемлемо для России. Я думаю, приходит время включать более серьезные механизмы экономического воздействия и меньше оглядываться на политическую конъюнктуру.
— Вы уже сказали что нужно отвечать симметрично в энергетике, а как, что подразумеваете?
— Я думаю, что уже надо начинать отвечать симметрично, причем, если это приносит ущерб нашему нефтегазовому комплексу, значит они не заинтересованы не только в его развитии, стабильном функционировании, получается, что они не заинтересованы и в стабильных поставках. А поскольку нефтегазовый комплекс у нас связан, я думаю, что приходит время пересмотреть и газовую политику.
— Что подразумевается под "отвечать симметрично"?
— Подразумевается очень простой вариант. Почему мы, понеся значительные расходы на создание Северного потока, вынуждены из-за не просто капризов, а желания ослабить Россию, не задействовать Северный поток полностью. Поскольку при его мощности 55 млн кубометров мы прокачиваем менее 30. В соответствии с 3 энергопакетом, который приняли страны европейского сообщества, непонятно для чего они обязывают нас резервировать для неких виртуальных, альтернативных поставщиков эти мощности. Соответственно, срок окупаемости наших затрат растягивается до неприличных лет. И мне кажется, что в этой ситуации, особенно с учетом реэкспорта на Украину, причем реэкспорта не физического, а виртуального. То есть, Украина отбирает у себя на границе, просто это идет в зачет, идут расчеты с некоторыми европейскими странами, в частности, это было с Польшей.
Поэтому, надо очень четко сказать, если вам нужен газ, вот Северный поток, берите оттуда, мы будем на полную мощность, а по украинской ветке мы технологически, в данный момент, в связи с плановыми ремонтами не можем предполагаемый объем прокачивать, и временно сокращаем прокачку. Северного потока не хватает, давайте отмашку, активно строим Южный поток. А вынуждать нас быть все время в подвешенной ситуации и закрывать глаза на воровство наших денег, нерасчеты по ранее поставленному газу в Украину является прямым воровством, для нас это неприемлемо.
Читайте также:
Валентин Катасонов: Лучшим ответом на санкции будет перестройка нашей экономики
Владимир Климанов: Если не разорвать круг порочных ответных мер, будет плохо всем
Вацлав Клаус: России пришлось реагировать на удар Запада по Украине
Читайте последние новости об ответных санкциях России на сегодня, 12 сентября 2014 года