Украина, Молдавия и Грузия отказались от вступления в Таможенный союз, избрав в качестве своего стратегического партнера Евросоюз. После подписания этими странами соглашений об экономической ассоциации с ЕС, Россия ввела ограничения на импорт продукции с территории этих стран. Чего больше в этом решении — политики, стремления надавить на враждебные страны, или это просто прагматичный расчет, призванный защитить отечественный рынок? На этот и другие вопросы Pravda. Ru ответил независимый финансово-экономический эксперт Александр Трифонов.
— В России собираются ввести запрет на импорт ряда продуктов из республик бывшего СССР. Правильно ли это и почему?
— Конечно, довлеет политическая мотивация. Не надо думать, что этот запрет имеет чисто экономическое обоснования, к примеру, несоответствие сертификатам качества продукции.
С другой стороны, мы прекрасно знаем, что ряд стран, в первую очередь странs Запада и США, используют экономические санкции как средство политического давления на то или иное государство. В данном случае на Россию, чтобы изменить ее политику. То есть, при помощи экономического давления пытаются изменить политический курс, который проводится нашим руководством.
Я хочу особо подчеркнуть, что эти меры России по запрету ввоза продукции из Украины, Литвы, Молдавии, Грузии носят, безусловно, защитный характер. Невозможно никак отвечать на явно враждебную политику по отношению к России.
В данном случае это лишь мягкие меры воздействия. Они не касаются военных, жестких политических методов. Это косвенные рычаги влияния, которые, носят ответный характер.
При этом запрет импорта из Грузии, Украины и Молдавии является не столько политической мерой воздействия, сколько защитой своего рынка, поскольку ассоциация с ЕС дает возможность беспошлинно импортировать этим странам европейские товары.
Для этого, собственно, Европа и настаивала на Ассоциации с бывшими советскими республиками. Для того, чтобы решить свои экономические проблемы. Одна из экономических проблем ЕС состояла в том, чтобы повысить спрос на свою продукцию, который у них упал. Для этого нужно найти дополнительные рынки сбыта, проще говоря, снизить импортные пошлины со стороны Украины на ввоз товаров.
Кроме того, Украина занимается контрабандой. Украина выживала последние 10-20 лет за счет контрабанды европейских товаров.
Украинцы закупали товары, пользующиеся спросом, в Европе, а затем провозили на территорию России и реализовывали ее там.
Запрет импорта с территории Украины — это не только политическое, но и экономическое решение, защита нашей экономики.
Это защита внутреннего рынка от дешевого и относительно качественного европейского товара. Если Украина имеет преференции в рамках Таможенного союза, в частности, низкие пошлины на продукцию, произведенную в Украине, и реализуемую в России, то если она будет продавать какие-то европейские товары, то пострадают российские производители.
Также и соответствующая аналогичной российской продукции, казахстанская, белорусская продукция, которая в России продается.
Она будет продаваться по цене, сопоставимой с ценой, по которой контрабандным способом через Украину европейские товары ввозятся. Они будет иметь примерно одинаковую цену, но качество европейского товара выше. Соответственно, для защиты внутреннего рынка надо пресечь этот реэкспорт.
Раз Украина подписала соглашение об ассоциации с ЕС, то должен быть отменен налоговый статус для украинских товаров, которые ввозятся на территорию России.
То есть, речь идет не о полном запрете, а о введении нормальных, импортных пошлин на ряд товаров.
На них должна быть нормальная европейская наценка. Европейский товар у нас реализуется в соответствии с импортной надбавкой, по разным группам разные наценки, от 5% до 40%.
Для Украины льготный режим, как для участника Таможенного союза должен быть отменен. Украинские товары, в случае, если она подписала соглашение с ЕС, который дает ей возможность беспошлинно ввозить европейские товары и выдавать их за свои на российской границе, должны подлежать нормальному европейскому налогообложению.
Когда Роспотребнадзор или Россельхознадзор находят какие-то опасные палочки в продуктах, которые все предыдущие годы россияне спокойно употребляли, очевидно, что речь идет о политическом или экономическом решении.
К примеру, последние год-два у нас продается грузинская минеральная вода, но она облагается высокими пошлинами, поэтому ее стоимость выше, чем российских вод. Это не позволяет грузинской воде вытеснить российских производителей.
— Смогут ли такие протекционистские меры каким-то образом помочь нашим производителям и поставщикам аналогичных продуктов, расскажите об этом читателям Pravda. Ru?
— Безусловно, поддержат. Потому что не каждый потребитель может купить продукцию по высокой цене. Эта ценовая политика, политика квот и пошлин — одна из защитных, протекционистских мер, которые применяются для защиты внутреннего производителя от иностранных товаров.
— Правда ли, что отказ от сельхозпродукции из бывших советских республик больнее ударит по рядовым гражданам, а не по руководству этих государств?
— Очевидно, что руководство финансово хорошо обеспечено. Граждане Украины все, что угодно, могут вытерпеть, но не пойдут протестовать против своего нового руководства. Потому что власти применяют очень жесткие силовые меры. Там олигархи всегда правили, и сейчас политическое руководство проводит жесткую эксплуататорскую политику против населения, периодически устраивая Майдан.
Скорее всего, это была какая-то искусственная, цветная революция, очевидно, что это целевое воздействие на народ.
Конечно, от этого будет страдать, в первую очередь, население. Политики тоже будут отвечать перед депутатами и перед своими избирателями. Все это ударит по бюджету, социальной составляющей, по обществу.
Недавно Россия запретила ввоз украинских соков. Доля этого сока в общем объеме продаваемой продукции в России составляет всего 5%. То есть, украинский сок составляет всего 5% от общего объема, который мы продаем. Это очень легко заместить продукцией из Турции, стран Южной Европы. Я не думаю, что здесь будут какие-то проблемы с наполняемостью рынка.
Читайте также:
Николай Панков: Россия способна себя прокормить без посторонней помощи
Татьяна Иларионова: Торговые войны наносят ущерб обеим сторонам
Сажи Умалатова: Санкции реанимируют сельское хозяйство России
Михаил Ремизов: Транзит украинской продукции через третьи страны приведет к ее удорожанию