Член правления и председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов в интервью корреспонденту Pravda.Ru рассказал, почему банкротятся турфирмы и что делать, если вы от этого пострадали.
— Банкротство турфирм и туроператоров происходит какими-то пачками. Первую волну запустила "Ланта" в 2012-м, потом турфирма "Нева", а сегодня прогорел оператор "Роза ветров Мир". Из-за чего разоряются туроператоры? Почему банкротства идут одно за другим? Есть ли какая-то связь, или просто компании банкротятся по внутренним причинам?
— Компании банкротятся из-за ряда факторов. Сейчас это заметное падения спроса, особенно по европейским направлениям, повышение цены в евро, который сильно повлиял на стоимость турпродукта в Европу. Политическая обстановка также влияет на принятие решения о поездке.
В голове туристов затаиваются какое-то сомнения или страх, турист задумывается о том, что вдруг не дадут визу, а вдруг не выпустят, а вдруг банковская карта не будет работать и так далее, затаиваются всякие тревоги, и выбирают просто другое направление поездки.
Запрет на выезд отдельных категорий граждан, силовиков, милиции, министерства обороны, чиновников и членов их семей очень сильно повлиял на загрузку летних лагерей, в Болгарии той же самой. Соответственно, туристические компании, которые много работали с детским отдыхом, испытывают достаточно серьезные сложности.
Вообще, туристический бизнес чрезвычайно зависим от внешних обстоятельств, политических, природно-климатических, техногенных. Акула какая-нибудь покусает туриста на Красном море, и спрос упадет на 20 процентов.
Кроме внешних факторов, есть еще внутренние факторы, то есть, технологии работы самой туристической компании. Устаревший механизм управления, отсутствие гибкого подхода к выбору доходных направлений, слабый менеджмент, старорежимная система управления финансами и учетом. Все это как раз было характерно для компании "Нева".
Современные туроператорские компании работают на совершенно других технологиях, а это компания из советского периода фактически пришла. Соответственно, это не позволяет гибко реагировать на падение спроса, быстро закрывать не доходные направления, договариваться с партнерами о каких-то более выгодных условиях и так далее.
Ошибки в управлении в сочетании с внешними факторами приводит компанию к дефолту, из которого вылезти она самостоятельно не может, нужно кредитоваться, кредитов не дают, поскольку у компании нет активов, нет имущества, нечем обеспечивать. Они и так на кредитах висят.
Чтобы выкарабкаться из долговой ямы, нужно вовремя, скрепя душой, стиснув зубы, приостанавливать, как они всегда говорят, свою деятельность.
— Читатели Pravda.Ru хотели бы получить небольшую инструкцию, что делать человеку, который уже оплатил тур или даже находится в путешествии, когда его оператор объявляет о своем банкротстве.
— Для тех, кто находится за рубежом, у нас действует компенсационный фонд ассоциации туроператов сфере выездного туризма "Турпомощь". Если у туриста оплачено проживание, не оплачен авиабилет, и он не хочет оставаться по мету отдыха, то ассоциация туроператоров обязана за счет средств компенсационного фонда вернуть его на родину.
Для тех, кто оплатил тур, но не успел улететь, существует другой инструмент — страхование гражданской ответственности туроператоров. Требование о возмещении причиненного ущерба можно предъявлять страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность туроператора, у "Невы" это страховка на сумму 454 миллиона рублей. Инструмент страхования работает и уже применялся неоднократно, в какой-то степени снижает горечь утраты.
Читайте также:
Россияне стали реже ездить в Европу. Падение спроса — 30 процентов