Вице-президент Центра стратегических коммуникаций (экономическая и внутренняя политика) Дмитрий Абзалов в интервью корреспонденту Pravda.Ru рассказал, как будут складываться торговые отношения России и Украины в свете подписания соглашения с ЕС.
— Действительно ли российский рынок серьезно пострадает, если Украина будет поставлять дешевые товары из Европы? Надумана ли проблема?
— Это называется системой реестров. Суть в том, что если одна страна входит в свободную экономическую зону с другой страной, и третья страна, Россия, тоже упростила льготный режим для первой страны, то она превращается в транзитера.
На этой территории возможно создать производство, которое будет заменять, например, систему, можно даже производство не создавать, а напрямую поставлять товары, то есть, товар по льготной системе, без таможенных пошлин. Заходит, например, товар на Украину, а потом так же по льготной системе, просто он будет менять маркировку, например, на украинские товары, переупаковываться немного и дальше отправлять в Россию, как украинский товар.
Таможенную пошлину он может не платить в полном объеме, и получать конкурентное преимущество с российскими товарами. Соответственно, эта модель активно используется, и в этом случае будут возникать риски, связанные, прежде всего, с теми репродукциями, которые Россия напрямую поставляет.
В основе промполитики любой страны лежит очень тонкий баланс между тем, какие отрасли и сектора имеет смысл открывать для того, чтобы стать конкурентоспособным производство, а в каких направлениях необходимо поддержать своих производителей. Эта схема есть у всех стран, начиная от Франции, заканчивая Кот-д'Ивуаром. Очевидно, что изменение этого баланса в сторону открытия этой системы, может стать очень рискованным, потому что Украина во многом получила особый статус экономического партнера, именно ввиду того, что не уходила в другие блоки с Россией.
Если этот процесс будет нарушен, то поставлять товар будет очень сложно, потому что будет конкурентное преимущество. Очевидно, что украинская экономика не может стать окончательным реципиентом этих объемов, во-первых, покупательская способность, во-вторых, такой объем в принципе будет очень сложно переработать. И России придется вводить пошлины.
Плюс должны быть обязательства перед странами ТС, потому что потом через Россию эти товары могут без всяких осложнений перемещаться в Казахстан, в Белоруссию, подрывая промышленность этих стран. С большой долей вероятности решение может быть консолидировано, поэтому Украина заинтересована в том, чтобы вести переговоры с Россией, тем более что на Россию приходится большая часть украинского экспорта, более 16 миллиардов долларов ежегодного.
— Будут ли ощутимы потери для России?
— В России очень мало не сырьевых товаров, которые нельзя перенаправить в другие регионы. Речь идет примерно где-то о четырех миллиардах не перенаправляемого экспорта. С учетом импортозамещения и на фоне развития отношений с Китаем и Европой эти товары не очень привязаны к украинскому рынку, в отличие от Украины.
Украине очень сложно поставлять продукцию металлургии в другие страны. Пока таких рынков не создано, чтобы их создать необходимо финансирование, поэтому в этом плане зависимость украинской экономики от России в цифровом значении намного сильнее, чем зависимость России от Украины.
— Меры могут быть введены, когда начнется реализация соглашения, сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, а Ангела Меркель заявила, что пока Москва не поймет, что ей ничего не угрожает, реализация не начнется. Что получится из этого расшаркивания?
— Будут долгие переговоры, никто не заинтересован в ухудшении отношений с Россией, поэтому в ближайшее время усложнения процесса удастся избежать.
Украине потребуется много времени, чтобы нормально включится в ассоциацию. Если Россия закроет внешнеторговое взаимодействие с Украиной, это будет серьезным ударом. Кстати, Украина особо Европе не нужна, если у нее проблемы с Россией.
Германия заинтересована в том, чтобы Москва договорилась с Киевом, Киев договорился с Москвой. Будут проводиться переговоры, вполне возможно, что Россия может пойти навстречу, опять же в том случае, если будет подробно, предметно оговорена технология ограничения поставки товаров в страны ЕС напрямую, транзитным коридором, через Украину.
Москва будет очень сильно защищать свой рынок, тем более, что российский рынок намного интереснее украинского с точки зрения европейских производителей.
— Пойдут ли Казахстан и Белоруссия навстречу России в плане отмены льготного режима торговли с Украиной и перехода на нормы ВТО?
— На самом деле Белоруссия и Казахстан тоже в этом заинтересованы, Белоруссия — в большей степени. Казахстану этот вопрос немного перпендикулярен, потому что ему удобнее напрямую работать с Белоруссией и Украиной, но в последнее время появились сложности в этом направлении. В любом случае, вопрос согласования займет несколько недель.
— Может ли Россия сделать это в одностороннем порядке? Пойдет ли на это?
— Теоретически может это сделать, но в принципе, ТС предполагает, что необходимо будет согласовывать этот вопрос. На данном этапе особых проблем для согласования нет, скорее всего, Россия пойдет на такое решение.
Читайте также:
Санкции: Россия наносит ответный удар
Игорь Богданов: Лучшие времена для украинских товаров в России закончились