Директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов рассказал корреспонденту Pravda.Ru о значимости контракта на поставки газа, подписанного 21 мая Россией и Китаем.
- Что означает для США и Евросоюза газовый контракт, подписанный Россией и Китаем? Как изменится теперь расстановка игроков на энергетическом рынке?
- Сейчас говорить о влиянии этого контракта преждевременно, потому что последствия могут быть очень серьезные. Важно понимать, что за счет подписанного контракта у РФ появилась возможность масштабного выхода на газовый рынок Азии, чего не было и чего мы добивались последние 10 лет. Это значит, что Россия может в перспективе наращивать поставки природного газа в Китай и другие страны.
Если говорить о долгосрочных моментах, то здесь следует сказать следующее: если ситуация с нашими западными партнерами нормализуется, то для нас китайский газовый рынок будет важным элементом диверсификации экспортных потоков. Не более того. Все равно мы останемся в той ситуации, в которой находимся сегодня, когда европейский рынок находится в приоритете.
Если ситуация останется напряженной и сложной, то часть поставок, которая сегодня ориентирована на Европу, может быть перенаправлена в Китай. Но нужны ли будут дополнительные и весьма серьезные объемы российского газа для наших китайских партнеров, сложатся ли для этого благоприятные экономические и политические условия? Тем не менее, главный вывод в том, что китайский контракт открывает нам двери на азиатский рынок.
- Как вы полагаете, выгодны ли условия, на которых был заключен контракт?
- До подписания контракта Россия находилась в весьма жестких условиях. Фактически, у нас не было пути назад. Мы должны были подписать этот контракт, в противном случае результат визита нашего президента в Китай можно было бы считать не совсем удачным, и с политической точки зрения контракт был нужен. Особенно, учитывая, что в прошлые годы мы несколько раз отказывались от подписания газового контракта с китайцами в самый последний момент.
Судя по информации «Газпрома», мы должны за 30 лет по данному контракту получить порядка 400 млрд долларов. Путем простых арифметических действий получается, что базовая цена российского газа составляет порядка 350 долларов. Но это не правильно, потому что очевидно, что российский газ в объеме 38 млрд не пойдет сразу в этих объемах в Китай. А будет определенный период, мы его оцениваем в 5 лет, от начала контракта, когда газ в Китай будет поступать по нарастающей, сначала в небольших объемах, а потом полностью.
Вследствие этого цена за газ будет не 350 долларов за 1000 кубометров, а выше, по нашим оценкам, от 360 до 380 долларов. А это в принципе уже близко к тому уровню цен, по которому «Газпром» продает газ в европейские страны. То есть, можно сказать, что Россия выполнила свою главную задачу и продала газ в Китай по цене, близкой к реализации российского газа в Европе.
Это было одним из ключевых условий, которое отстаивала российская сторона в течение последних 10 лет переговоров. Другое дело, что пришлось идти на дополнительные условия. Надо понимать, что сделка по газу носит пакетный характер, потому что Китай получил серьезные инвестиционные контракты России в других отраслях.
Также хотелось бы обратить внимание, что Китай отказался от авансовых платежей по газу. Если раньше предполагалось, что будет реализована схема, близкая к тому, что установила «Роснефть» в прошлом году, когда Китай авансом платил за поставки российской нефти в долгосрочной перспективе, то здесь есть важная оговорка, что Китай будет платить по факту поступления газа в рамках конкретного проекта.
Поэтому, несмотря на то, что договор был подписан в весьма жестких политических условиях и у России, фактически, не было пути назад, мы пытались извлечь из него максимум комфортных условий для РФ. Однозначно идеального варианта не получилось, но договор - это компромисс двух сторон, и для России компромисс, на мой взгляд, был достигнут на приемлемых условиях.
Читайте также:
Джон Керри: газовые контракты России и Китая не связаны с Украиной
Газовый контракт с Китаем поставил Европу в неудобное положение